УФАС: «попозиционный анализ заявок» при одновременном установлении запретов, ограничений и преимуществ, который предлагаетcя в «разъяснениях» Минфина России, не предусмотрен нормами Закона № 223-ФЗ

Уважаемые коллеги!

Ранее на страницах портала неоднократно рассматривали статус информационных писем – «разъяснений» Минфина России и ФАС России, указывая что в соответствии с действующим законодательством указанные госорганы не наделены полномочиями на предоставление каких-либо официальных разъяснений законодательства в сфере закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ). См., например:

«ЗАКУПОЧНЫЙ ЛИКБЕЗ»: почему письма Минфина и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок (223-ФЗ, 44-ФЗ)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ: ФАС России не наделена полномочиями по разъяснению законодательства в сфере закупок

ВАЖНО: депутаты отказали Минфину России в наделении полномочиями на предоставление официальных разъяснений законодательства РФ о закупках

Однако, некоторые заказчики продолжают упорно применять эти «разъяснения, которые не являются официальными разъяснениями, ошибочно надеясь, что это спасёт их от нарушения действующего законодательства.

В связи приведём интересный пример результатов такого применения информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 31 января 2025 года № 24-01-06/8697 «О применении положений постановления правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Информационное письмо Минфина России).

Руководствуясь данным Информационным письмом, заказчик - АО «Вологдаоблэнерго» сформировал предмет запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку прочего инструмента и инвентаря собственных нужд (номер закупки в ЕИС – 32514589746), включив в него ОДНОВРЕМЕННО товары, подпадающие как под запреты и ограничения на поставку иностранных товаров (приложения № 1 и № 2 к постановлению № 1875 от 23.12.2024 г), так и под преимущества для товаров российского происхождения.

После этого комиссия по осуществлению закупок заказчика, решила применить попозиционный анализ заявок, который предлагается в пункте 6.1 Информационного письма Минфина России:

«…если в объект одной закупки… включены товары, указанные перечне № 1, товары, указанные в перечне № 2, а также товары, не включенные в указанные перечни, целесообразно:

1) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в перечне № 1. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения;

2) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в перечне № 2. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения, если на участие в закупке также подана соответствующая установленным заказчиком требованиям заявка, содержащая в отношении такого товара предложение о поставке товара российского происхождения;

3) рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, не указанного в перечнях № 1 и № 2. Заявка на участие в закупке получит преимущество, если:

она не подлежит отклонению при применении запрета и ограничения и соответствует установленным заказчиком требованиям;

содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения (то есть заявка содержит предложение о поставке товаров российского происхождения в отношении товаров, на которые распространяется запрет, ограничение, преимущество);

в числе заявок на участие в закупке, в отношении которых отсутствуют основания для отклонения, имеется заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства».

В результате такого «попозиционного анализа заявок», рекомендуемого Минфином России, комиссия по результатам рассмотрения вторых частей заявок отклонила заявки всех 7-ми участников закупки, так как по части закупаемых позиций сработал запрет (приложение № 1 к Постановлению № 1875 от 23.12.2024 г.).

При этом один из отклоненных участников закупки обратился в Вологодское УФАС России с жалобой.

Решением Вологодского УФАС России № 035/07/3-299/2025 от23.04.2025 г. отклонение заявок было признано незаконным в связи со следующим.

Комиссией УФАС установлено, что Положением о закупке и извещением/документацией о закупке не предусмотрены правила и требования рассмотрения заявок по каждой позиции закупаемых товаров в одной закупке/лоте, предлагаемых участниками закупки, на предмет соответствия Постановлению от 23.12.2024 г. № 1875 и отклонении таких заявок на этапе выявления таких несоответствий по одной из позиций закупаемых товаров и не рассмотрении других позиций товаров (согласно доводу Заказчика такой подход является «попозиционным анализом заявок»). Данные обстоятельства, могут привести к нарушениям основных принципов осуществления закупок товаров, работ, услуг, в том числе к нарушению принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, принципа отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, при применении ограничения закупки товара иностранного происхождения, отклонение заявки ООО при проведении запроса предложений является незаконным, что является нарушением ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст.3 Закона о закупках.


Пояснение (авторский комментарий) В.В. Дон:

Заказчик в закупочной документации наряду с ограничениями и преимуществами установил по ряду позиций запрет на поставку иностранных товаров, сопроводив его оговоркой, что такой запрет может не применяться в соответствии с подпунктом к) пункта 10 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875. При этом комиссия при рассмотрении заявок квалифицировала все предложенные участниками товары, как иностранные. Соответственно, логика антимонопольного органа проста: если из самой закупочной документации непонятно установлен заказчиком запрет или нет, а видно, что установлены однозначно только ограничения и преимущества, то на каком основании комиссия заказчика отклоняет заявки участников с иностранным товаром, если ограничения в этом случае не работают согласно закону?

При этом антимонопольный орган обоснованно отверг ссылку заказчика о целесообразности «попозиционного анализа заявок», предлагаемого в Информационном письме Минфина России, указав, что положения об этом должны быть включены в Положение о закупке Заказчик и в извещение (документацию) о закупке.

Данный случай отчетливо показывает опасть БЕЗДУМНОГО применения информационного письма Минфина России от 31 января 2025 года № 24-01-06/8697, которое может повлечь незаконное отклонение заявок участников закупки и привлечение членов закупочной комиссии к административной ответственности.

 

Источник: решение Вологодского УФАС России № 035/07/3-299/2025 от 23.04.2025 г. (номер закупки в ЕИС – 32514589746).

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?


Заходите на специальную страницу нашего портала.


Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канала

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru