ВАЖНО: вся ежемесячная отчетность по определению недостоверна

Уважаемые коллеги!


В материалах портала ранее мы рассматривали как проблемы подготовки отчетности по закупкам у субъектов МСП, так и отдельные вопросы, связанные с подготовкой ежемесячной отчетности.

В этот раз рассмотрим еще одно практическое приложение высказанных идей, связанное с подготовкой отчетности по закупкам товаров российского происхождения.

Напомним, что в состав ежемесячной отчетности включается информация об объеме закупок товаров российского происхождения, установленного в рамках Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения":


подп. "б" п. 45 (7) Положения о размещении в ЕИС информации о закупке (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908):

б) в графах 2 и 3 указывается информация о коде товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и наименовании товара, в отношении которого установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения. Такая информация указывается в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона и устанавливающим минимальную долю закупок товаров российского происхождения в отношении товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), приемка которых осуществлена в отчетном месяце...

Казалось бы, и что тут такого? Информация в отчет выгружается автоматически, в отчетности указывается доля закупок товаров российского происхождения. 

Дело в том, что по состоянию на 19.02.2024 никакой взаимосвязи между реестром договоров и реестрами промышленной и радиоэлектронной продукции не существует. А это значит, что вся публикуемая в ЕИС ежемесячная отчетность в части минимальной доли закупок товаров российского происхождения содержит недостоверную информацию! Чтобы лучше это понять, рассмотрим простой пример.

Заказчик покупает мебель (ОКПД 2 31.01.11 Мебель металлическая для офисов, включена в перечень Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013). Победитель закупки указал в качестве страны происхождения товара - Россия, однако предложенная им мебель не содержится в реестр российской промышленной продукции.

С точки зрения Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 заказчику предложили к поставке российскую мебель, а с точки зрения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 - иностранную мебель. Такой парадокс связан с различными требованиями к информации, подтверждающей страну происхождения товара: Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 для подтверждения страны происхождения товара ограничивается требованием об указании такой страны в заявке, в то время как Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 для признания товара российским требует присутствия такого товара в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

При этом заказчик, очевидно, при внесении информации о договоре в реестр договоров укажет страну происхождения "Россия" и будет прав, поскольку такой порядок предусмотрен подп. "ж" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925. А в ежемесячной отчетности по мере размещения в ЕИС информации об исполнении договора будет появляться информация о достижении заказчиком 100% доли закупок товаров российского происхождения, что не будет соответствовать действительности с точки зрения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013. 

Что примечательно, Федеральное казначейство, признавало наличие проблемы еще в 2021 году, но никаких изменений функционала ЕИС в этой части с тех пор так и не произошло:
Письмо Федерального казначейства от 19 августа 2021 г. № 14-00-05/19889 О порядке размещения информации о закупке в единой информационной системе:

В соответствии с пунктом 45 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 N 814), (далее - Положение) сведения, предусмотренные пунктами 1-3 части 19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, формируются в ЕИС по форме согласно приложению к Положению путем обработки информации, включенной в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

При этом в Положении не предусмотрена взаимосвязь информации о товарах российского происхождения (в том числе товаров, поставленных при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) с реестрами промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на территории государства - члена Евразийского экономического союза, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 г. N 616, или с реестром российской радиоэлектронной продукции, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. N 878.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 1132, (далее - постановление N 1132) в реестр включается, в том числе наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг).

Таким образом, положениями постановления N 1132 не предусмотрен порядок подтверждения страны происхождения товаров, в том числе на основании реестров промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на территории государства - члена Евразийского экономического союза, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 г. N 616, или на основании реестра российской радиоэлектронной продукции, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. N 878, а страна происхождения товара указывается заказчиком самостоятельно.


Соответственно, заказчикам, которые столкнутся с претензиями контролирующих органов в части размещения недостоверной информации о закупках товаров российского происхождения, остается только занимать позицию "а я тут ни при чем", апеллируя доводами, рассмотренными в соответствующей публикации портала.


***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канале.
Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

[email protected]