ЗАКУПОЧНЫЙ ЛИКБЕЗ: о том, кто ответственен за ежемесячную отчетность

Уважаемые коллеги!

В ранее вышедшем материале портала авторы обращали внимание на неправомерность привлечения заказчиков к административной ответственности за неразмещение информации в реестре договоров ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Рассматривая вопросы, связанные с размещением ежемесячной отчетности, В.Р. Байрашев вынужден констатировать, что в ряде случаев заказчики также могли бы избежать привлечения к административной ответственности, если бы чаще обращали внимание антимонопольных органов на обстоятельства, о которых речь пойдет ниже.

Поводом для написания этого материала стало Постановление Бурятского УФАС России от 07.08.2023 № 003/04/7.32.3-566/2023 по делу об административном правонарушении.

Суть дела: 11.05.2023 в Бурятское УФАС России поступило обращение Министерства здравоохранения Республики Бурятия (вх. № 1127/23) и материалы плановой документарной проверки, проведенной в отношении ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер». По результатам проверки Минздравом РБ выявлено нарушение части 19 статьи 4 Закона о закупках.

Проверкой установлено, что в отчетность была внесена недостоверная информация (неучтенные договоры) в следующих месяцах:

Месяц

Данные отчета на ЕИС, руб.

Сумма фактически заключенных договоров, руб.

Май

7 944 429,76

9 404 964,24

Октябрь

1 256 542,06

1 717 602,06

В нарушение ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ информация об общей стоимости (сумма всех цен договора или максимальных значений цен договора) надлежащим образом размещена не была, что свидетельствует о наличии в действиях автономного учреждения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Комментарий эксперта В.Р. Байрашева:

Разумеется, читатель задастся вопросом, правомерно ли привлекли заказчика к административной ответственности в отсутствие такого состава административного правонарушения как "размещение в ЕИС недостоверных сведений". И эти сомнения в правомерности привлечения к административной ответственности имеют под собой самые серьезные основания. Но в этом и других подобных ему делах меня в большей степени заинтересовали менее очевидные обстоятельства:

1. Кто именно размещает в ЕИС ежемесячную отчетность?
Ответ на этот вопрос содержится соответствующем постановлении Правительства РФ:

 VIII. Порядок размещения отчетности о заключенных договорах (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908):
45. Сведения, предусмотренные п. 1-3 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, формируются в единой информационной системе по форме согласно приложения не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

45(2). Размещение сведений о заключенных договорах в единой информационной системе осуществляется автоматически не позднее одного часа с момента их подписания.


Как видно из представленных норм, отчетность размещается в ЕИС автоматически, заказчик самостоятельно в ЕИС ничего не размещает, и потому привлечение заказчика к административной ответственности за неразмещение ежемесячной отчетности уже выглядит сомнительно.

При этом, если обратиться к Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 в более старой редакции, которая действовала до 01.10.2021, можно обратить внимание на то, что ранее именно заказчик осуществлял размещение ежемесячной отчетности в ЕИС (соответственно, он и нес административную ответственность за неразмещение информации).

А существующая цифровизация закупочной деятельности корпоративных заказчиков, по всей видимости, стала настолько совершенной, что в привлечение заказчиков к административной ответственности за неразмещение ежемесячной отчетности потеряло всякий смысл.

Конечно, автору могут возразить, что в соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ежемесячную отчетность в ЕИС размещает заказчик. Но, что не менее важно, порядок размещения такой информации в ЕИС устанавливается Правительством РФ (ч. 18 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Соответственно, в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 обязанности заказчика по части подготовки ежемесячной отчетности ограничиваются выполнением лишь отдельных технических функций, а непосредственное размещение такой отчетности осуществляется ЕИС автоматически на основании сформированных сведений о договорах, включенных в реестр договоров. 

Да и как может заказчик отвечать за полноту и достоверность информации, автоматически формируемой ЕИС по неведомым заказчику программным алгоритмам, в отсутствие технической возможности исправления полученного результата? Опять-таки, напомним читателям, что в рамках действия прежней редакции Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908, действовавшей до 01.10.2021, заказчик самостоятельно мог внести в ежемесячную отчетность любую информацию, неся ответственность за ее содержание.

Screenshot_2.jpg

2. Так какие обязанности есть у заказчика в части подготовки ежемесячной отчетности?

Ответ на этот вопрос мы также можем найти в уже упомянутом постановлении Правительства РФ:

VIII. Порядок размещения отчетности о заключенных договорах (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908):

45(1). Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным:

а) включает в сведения о заключенных договорах предусмотренную настоящим Положением информацию в отношении закупок:

сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ;

указанных в п. 1-3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в ЕИС;

у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если в соответствии с положением о закупке сведения о таких закупках не размещаются заказчиком в ЕИС;

б) подписывает сведения о заключенных договорах усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.


Иными словами, заказчика не наделяют полномочиями по непосредственному размещению информации в ЕИС. А административная ответственность ч. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена именно за неразмещение информации в ЕИС, которое заказчик в отношении ежемесячной отчетности не осуществляет.

Скептически настроенные читатели могут возразить и далее, отметив, что исправление ежемесячной отчетности возможно через корректировку конкретных записей в реестре договоров. И контролирующие органы могут указать на неверное формирование отчетности по причине неверного заполнения заказчиком данных в реестре договоров. Рассмотрим и этот аспект.

3. Кто подтверждает корректность внесения информации в реестр договоров?

Казалось бы, правильность внесения информации в реестр договоров целиком и полностью является зоной ответственности заказчика. Чтобы проверить эту мысль, вновь обратимся к специальному постановлению Правительства РФ:
Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132):

10. В целях ведения реестра заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:

а) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора - информацию и документы, указанные в подп. "а" - "е", "и" (за исключением информации о договорах с субподрядчиками), "м" - "п" п. 2 настоящих Правил.

12. Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов для включения в реестр обеспечивает проверку:

а) наличия информации и документов, указанных в п. 2 настоящих Правил;

б) формирования и направления информации и документов в соответствии с п. 10 и 11 настоящих Правил.

13. В случае положительного результата проверки, предусмотренной п. 12 настоящих Правил, Федеральное казначейство формирует реестровую запись на основании информации и документов, подлежащих включению в реестр.

17. При отрицательном результате проверки, предусмотренной пунктом 12 настоящих Правил, представленные заказчиком информация и документы не включаются в реестр договоров. При этом Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов, подлежащих включению в реестр, направляет в электронном виде заказчику протокол, содержащий основания, по которым информация и документы не включены в реестр, с указанием перечня выявленных несоответствий.


То есть полномочиями по проверке внесения информации в реестр договоров обладает исключительно Федеральное казначейство, а не ФАС России или прокуратура. Если сведения внесены верно, то им Федеральное казначейство присваивает реестровую запись. Дальнейшее формирование отчетности, за исключением некоторых указанных выше технических действий, осуществляется автоматически, без участия заказчика. 

Screenshot_1.jpg

***

Конечно, затронутые в материале проблемы имеют более глубокий смысл, чем простое привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности. Правовой статус ЕИС как государственной информационной системы - довольно тонкая материя, достойная более пристального изучения в научных работах, посвященных цифровизации закупочной деятельности. 

И, разумеется, нельзя не признать, что реальный порядок работы функционала ЕИС несколько отличается от рассмотренных в материале правовых норм. Но разве корректно привлечение заказчика к административной ответственности в отсутствие на то правовых оснований? Ведь не все, что происходит на практике, является верным с точки зрения закона, и потому важно уметь донести аргументированную позицию до контролирующих органов.

В конце концов, а что если у всех заказчиков страны автоматически разместится недостоверная отчетность по причине наличия недоработок в программном обеспечении ЕИС? Нужно будет привлечь к административной ответственности всех без исключения? В действительности эта мысль не так уж далека от истины, но об этом поговорим в одном из следующих материалов.

Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

[email protected]