Уважаемые коллеги!
В ранее вышедшем материале портала авторы обращали внимание на неправомерность привлечения заказчиков к административной ответственности за неразмещение информации в реестре договоров ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Рассматривая вопросы, связанные с размещением ежемесячной отчетности, В.Р. Байрашев вынужден констатировать, что в ряде случаев заказчики также могли бы избежать привлечения к административной ответственности, если бы чаще обращали внимание антимонопольных органов на обстоятельства, о которых речь пойдет ниже.
Поводом для написания этого материала стало Постановление Бурятского УФАС России от 07.08.2023 № 003/04/7.32.3-566/2023 по делу об административном правонарушении.
Суть дела: 11.05.2023 в Бурятское УФАС России поступило обращение Министерства здравоохранения Республики Бурятия (вх. № 1127/23) и материалы плановой документарной проверки, проведенной в отношении ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер». По результатам проверки Минздравом РБ выявлено нарушение части 19 статьи 4 Закона о закупках.
Проверкой установлено, что в отчетность была внесена недостоверная информация (неучтенные договоры) в следующих месяцах:
Месяц |
Данные отчета на ЕИС, руб. |
Сумма фактически заключенных договоров, руб. |
Май |
7 944 429,76 |
9 404 964,24 |
Октябрь |
1 256 542,06 |
1 717 602,06 |
В нарушение ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ информация об общей стоимости (сумма всех цен договора или максимальных значений цен договора) надлежащим образом размещена не была, что свидетельствует о наличии в действиях автономного учреждения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела ГАУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Комментарий эксперта В.Р. Байрашева:
Разумеется, читатель задастся вопросом, правомерно ли привлекли заказчика к административной ответственности в отсутствие такого состава административного правонарушения как "размещение в ЕИС недостоверных сведений". И эти сомнения в правомерности привлечения к административной ответственности имеют под собой самые серьезные основания. Но в этом и других подобных ему делах меня в большей степени заинтересовали менее очевидные обстоятельства:
1. Кто именно размещает в ЕИС ежемесячную отчетность?
Ответ на этот вопрос содержится соответствующем постановлении Правительства РФ:
VIII. Порядок размещения отчетности о заключенных договорах (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908): 45. Сведения, предусмотренные п. 1-3 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, формируются в единой информационной системе по форме согласно приложения не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.
45(2). Размещение сведений о заключенных договорах в единой информационной системе осуществляется автоматически не позднее одного часа с момента их подписания. |
2. Так какие обязанности есть у заказчика в части подготовки ежемесячной отчетности?
VIII. Порядок размещения отчетности о заключенных договорах (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908): 45(1). Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным: а) включает в сведения о заключенных договорах предусмотренную настоящим Положением информацию в отношении закупок: сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ; указанных в п. 1-3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в ЕИС; у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если в соответствии с положением о закупке сведения о таких закупках не размещаются заказчиком в ЕИС; б) подписывает сведения о заключенных договорах усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
|
Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132):
10. В целях ведения реестра заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство: а) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора - информацию и документы, указанные в подп. "а" - "е", "и" (за исключением информации о договорах с субподрядчиками), "м" - "п" п. 2 настоящих Правил.
12. Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов для включения в реестр обеспечивает проверку: а) наличия информации и документов, указанных в п. 2 настоящих Правил; б) формирования и направления информации и документов в соответствии с п. 10 и 11 настоящих Правил.
13. В случае положительного результата проверки, предусмотренной п. 12 настоящих Правил, Федеральное казначейство формирует реестровую запись на основании информации и документов, подлежащих включению в реестр.
17. При отрицательном результате проверки, предусмотренной пунктом 12 настоящих Правил, представленные заказчиком информация и документы не включаются в реестр договоров. При этом Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов, подлежащих включению в реестр, направляет в электронном виде заказчику протокол, содержащий основания, по которым информация и документы не включены в реестр, с указанием перечня выявленных несоответствий. |
***
Конечно, затронутые в материале проблемы имеют более глубокий смысл, чем простое привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности. Правовой статус ЕИС как государственной информационной системы - довольно тонкая материя, достойная более пристального изучения в научных работах, посвященных цифровизации закупочной деятельности.
И, разумеется, нельзя не признать, что реальный порядок работы функционала ЕИС несколько отличается от рассмотренных в материале правовых норм. Но разве корректно привлечение заказчика к административной ответственности в отсутствие на то правовых оснований? Ведь не все, что происходит на практике, является верным с точки зрения закона, и потому важно уметь донести аргументированную позицию до контролирующих органов.
В конце концов, а что если у всех заказчиков страны автоматически разместится недостоверная отчетность по причине наличия недоработок в программном обеспечении ЕИС? Нужно будет привлечь к административной ответственности всех без исключения? В действительности эта мысль не так уж далека от истины, но об этом поговорим в одном из следующих материалов.