Уважаемые Коллеги!
В очередной раз сопоставляя текст постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 (далее – Постановление № 1875) с текстом статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ обнаружил, что данное постановление противоречит закону в части случаев неприменения ограничений на закупку иностранных товаров (в т.ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, услуг).
Так, в пункте 6 Постановления № 1875 содержится 4-ре случая его неприменения – это закупки:
«а) товара определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, за исключением случаев осуществления закупок товара, указанного в позиции 371 приложения N 2 к настоящему постановлению;
б) товара из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Положения настоящего подпункта не применяются при осуществлении закупок товаров, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению и являющихся расходными материалами, комплектующими, принадлежностями к медицинским изделиям;
в) товаров, указанных в позициях 100 и 101 приложения N 2 к настоящему постановлению, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений»
Однако, в силу прямого указания подпункта а) пункта 2 части 4 статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ:
«2) если Правительством Российской Федерации установлено предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 части 2 настоящей статьи ограничение закупок товара, не допускаются:
а) заключение договора на поставку товара, происходящего из иностранного государства, если поданы заявка на участие в закупке, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки) и содержащие предложения о поставке товара российского происхождения.
То есть из буквального содержания данной нормы закона следует, что ограничение на закупку иностранных товаров применяется в рамках Закона № 223-ФЗ только при проведении конкурентных процедур закупок, а к неконкурентным закупкам не применяется.
Данный вывод также подтверждается следующими обстоятельствами:
- во-первых, в отношении друг мер по предоставлению нацрежима – запретов и преимуществ таких оговорок в статье 3.1-4 Закона нет;
-во-вторых, в силу прямого указания пункта 8.3 части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ ограничение на закупку иностранных товаров подлежит указанию в составе извещения о проведении конкурентной закупки.
Таким образом, имеется 5-й случай неприменения ограничений за закупку иностранных товаров, указанный в самом тексте Закона № 223-ФЗ (подпункт а) пункта 2 части 4 статьи 3.1-4) – проведение неконкурентной закупки.
При этом в силу прямого указания пункта 20 (1) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352, положением о закупке может быть предусмотрен неконкурентный способ закупки в электронной форме, проводимой на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ (далее – «электронный магазин» среди субъектов МСП по Постановлению № 1352).
В связи с этим как при проведении «электронного магазина» среди субъектов МСП по Постановлению № 1352, так и других неконкурентных процедур закупок, предусмотренных Постановлением № 1352, нормы Постановления № 1875 об ограничениях на закупку иностранных товаров не применяются.
***
Другие вопросы в отношении применения Постановления № 1875 через форму «комментарий» к записи «Задай вопрос по нацрежиму (223-ФЗ, 44-ФЗ): ПП РФ № 1875 от 23.12.2024 г.» либо через чат телеграмм-канала «223-эксперт: практика закупок по 223-ФЗ».