Цифровой (структурированный) контракт на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности с 01.04.2024 года: право или обязанность заказчиков, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ?

Уважаемые читатели!

Как известно, некоторые корпоративные заказчики, перечисленные в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации заключают путём проведения электронного конкурса в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе.

При этом до недавнего времени в силу прямого указания части 7 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе обязательные требования к содержанию контрактов, предусмотренные статьёй 34 и 35 данного закона, на такие договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности не распространялись.

Однако, как ранее неоднократно указывал в своих публикациях автор В.В. Дон качество работы сотрудников нашего «регулятора» - Минфина России, мягко говоря, оставляет желать лучшего (см., например, материал: УФАС: в типовой форме независимой гарантии должен указываться не адрес заказчика, участника закупки и банка, как юрлиц, а их место нахождения и др.).

Поэтому автор обращает внимание читателей на очередную допущенную техническую ошибку, допущенную, по мнению автора, сотрудниками «регулятора».

Многие корпоративные заказчики, проводящие электронные конкурсы в рамках Закона № 44-ФЗ на заключение договоров на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности, слышали о введении обязательных цифровых (структурированных) контрактов для заказчиков по Закону № 44-ФЗ.

Эта обязанность установлена в новой редакции части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, согласно которой не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов закупки, заказчик с использованием ЕИС формирует проект структурированного договора с автоматическим переходом из структурированных данных (извещения, заявки, протокола) в ЕИС.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) проверяет и подписывает проект структурированного контракта в ЕИС. Срок – 5 рабочих дней.

После этого заказчик утверждает подписанный поставщиком контракт электронной подписью.

Образец структурированного (цифрового) контракта в рамках Закона № 44-ФЗ см. по ссылке.

Проблема заключается в том, что при перечислении положений Закона № 44-ФЗ, которые не распространяются на организации, применяющие положения законодательства РФ о контрактной системе для заключения гражданско-правовых договоров, сотрудники Минфина России, по мнению автора, просто забыли о нормах статьи 51 Закона № 44-ФЗ, которая с 01.04.2024 г. устанавливает обязательность заключения любых договоров по этому закону в структурированном (цифровом) виде.

Причиной такой забывчивости сотрудников «регулятора», по мнению автора, является то, что некоторые специалисты по закупкам (например, главный юрисконсульт ООО «Энергосервис-конкурентные закупки» Исютин-Федотков Дмитрий ВладимировичКириленко Сергей Сергеевич , Евгений Султанов , Доброштан Дмитрий Валерьевич и др.) пишут очень много запросов о предоставлении разъяснений содержания законодательства РФ в сфере закупок.

При этом ответственные сотрудники Минфина России честно признают в своих ответах, что они не вправе давать официальные разъяснения законодательства, которые у них просят коллеги, но они вынуждены тратить значительную часть своего оставшегося времени и прилагать неимоверные интеллектуальные усилия для того, чтобы указать заявителям на отсутствие ошибок в тексте нормативно-правовых актов.

В результате такой деятельности коллег по написанию писем сотрудники «регулятора» -Минфина России начинают, по мнению автора, допускать реальные ошибки в нормативно-правовом регулировании.

Как например, в приведённом случае с обязательностью применения структурированных (цифровых) контрактов на обязательный аудит в соответствии с действующей редакцией части 7 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, так как в ней нет отсылки к статье 51 Закона № 44-ФЗ, как исключению.

ВЫХОД ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ ВИДИТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

- во-первых, необходимо включить статью 51 Закона № 44-ФЗ, которая обязывает заключать структурированные контракты во всех случаях по результатам проведения конкурентных закупок в электронной форме, в исключения, предусмотренные частью 7 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;

- во-вторых, необходимо регламентировать в законодательстве о контрактной системе порядок предоставления официальных разъяснений «регулятором» - Минфином России, а также порядок и исчерпывающий перечень вопросов, по которым может осуществляться консультирование сотрудниками «регулятора».

А до тех пор, пока это не произошла: вся надежда у корпоративных заказчиков остаётся только на очередные запросы Исютина-Федоткова Дмитрия ВладимировичаКириленко Сергея Сергеевича , Евгения Султанова , Доброштана Дмитрия Валерьевича и других активных активных граждан-экспертов в сфере закупок.

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru