
В материалах портала ранее уже освещались вопросы учета НДС при
оценке заявок, а также связанные с этой проблемой
формулировки положений о закупке.
При этом в практике по-прежнему сосуществуют противоположные подходы антимонопольных и судебных органов к восприятию данной проблемы. Одно из таких решений рассмотрено ниже.
Суть дела: В соответствии с пунктом 14 Извещения, начальная (максимальная) цена договора составляет 8 200 000,00 руб. (без учета НДС). В соответствии с пунктом 1.17.2 документации, в цену заявки не включается налог на добавленную стоимость (НДС), уплачиваемый согласно законодательству Российской Федерации. Пунктом 1.17.3 Документации определено, что цена договора будет рассчитываться путем прибавления к цене заявки суммы налога на добавленную стоимость (НДС) согласно законодательству Российской Федерации. Согласно пункту 7.1 Документации (Форме письма о подаче Заявки-оферты) цена Заявки, рассчитанная в соответствии с требованиями Документации, составляет: цена Заявки без НДС, руб.; кроме того НДС, руб.; цена Заявки с НДС, руб.
В соответствии с пунктом 35 Извещения, оценка Заявок Участников осуществляется с применением методики оценки и представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки с учетом значимости критерия. Согласно пункту 1.17.3 Документации, цена договора будет рассчитываться путем прибавления к цене Заявки суммы налога на добавленную стоимость (НДС) согласно законодательству Российской Федерации. Таким образом, в случае участия в Закупке участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, при сопоставлении заявок будет учитываться предложенная участниками запроса предложений только цена договора (сумма единичных расценок на работы) без учета НДС.
В антимонопольный орган поступила жалоба при проведении указанной закупки, мотивированная дискриминационным подходом к порядку оценки заявок на участие в закупке, которая была признана антимонопольным органом обоснованной. Заказчик обжаловал решение в арбитражный суд.
Позиция суда: Закон о закупках не содержит норм указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры, применения единого базиса оценки цены предложений участником без учета НДС.
Возможность установления различных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения), не соответствует части 22 статьи 3.2 и части 10 статьи 4 Закона о закупках, из которых следует, что в закупочной документации должно быть установлено одно значение начальной (максимальной) цены для всех участников закупки вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения, при этом учет возможности получения заказчиком налогового вычета по НДС при сравнении ценовых предложений участников закупки приводит к постановке участников, применяющих общую систему налогообложения, в неравное положение с участниками, применяющими другие налоговые режимы.
Указание в документации о закупке двух самостоятельных величин начальной (максимальной) цены договора с выделением НДС и без такового, противоречит приведенному принципу равноправия и, противоречить толкованию положений пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в рассматриваемом аспекте правоотношений, при анализе которых следует также учитывать, что изменение условий налогообложения, произошедшее у одной из сторон сделки, например утрата продавцом (исполнителем, арендодателем и т.п.) статуса плательщика НДС и переход на применение специального налогового режима, по общему правилу, имеет только публично-правовые последствия и не влечет за собой пересмотр условий ранее совершенных названным лицом сделок, не может само по себе служить основанием для изменения цены договора.
Указанная позиция изложена в решении Верховного Суда РФ от 23.11.2023 NАКПИ23-809 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма ФАС России от 22.08.2018 N АД/66562/18 "По вопросу установления требований к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)".
Поскольку действия Заказчика противоречат требованиям, установленным частью 6 статьи 3, а также пунктом 2 части 1 статьи 3 закона о закупках, суд признал выводы административного органа, изложенные в оспариваемом решении, правильными и соответствующими представленным в дело доказательствам, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Комментарий эксперта В.Р. Байрашева: указанную позицию 9 ААС следует признать ошибочной. Представляется, что суд не уделил достаточно внимания нюансам, указанным в соответствующем письме ФАС России и решении Верховного суда РФ.
А важно в
письме ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18 следующее:
Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Следовательно, при определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена НДС.
Таким образом, заказчик действовал в строгом соответствии с указанной правовой позицией, выраженной в письме ФАС России, оставленной в силе решением Верховного Суда РФ от 23.11.2023 № АКПИ23-809, однако столкнулся с непониманием этого аспекта со стороны суда.
Источник: Постановление 9 ААС от 12.04.2024 по делу № А40-30158/2023
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок в телеграм-канале, вконтакте, дзен и ютуб-канале.