Коллективное участие в закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предполагающее ситуацию, когда на стороне участника закупки выступает несколько физических и/или юридических лиц, достаточно давно стало предметом споров заказчиков с участниками закупки и антимонопольными органами, поскольку зачастую антимонопольные органы признают невозможность коллективного участия в закупках среди субъектов МСП.
Тем интереснее наличие практики, когда суды все же допускают коллективное участие в закупках среди субъектов МСП.
Суть дела: Антимонопольный орган рассмотрел жалобу участника закупки и пришел к выводу о неправомерном признании победителем коллективного участника закупки (при оценке заявок учитывались договоры, которые были предоставлены несколькими компаниями, входящими в состав коллективного участника). Не соглашаясь с указанным решением, заказчик обратился в арбитражный суд.
Позиция суда: суд, признавая решение антимонопольного органа незаконным, руководствовался следующим:
1. В соответствии с п. 5 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ Заказчик вправе установить обязанность представления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов МСП. Прилагаемый в составе заявки договор простого товарищества (о совместной деятельности) является документом, подтверждающим полномочия лица действовать от имени коллективного участника МСП;
2. Закон № 223-ФЗ не содержит норм, содержащих прямой запрет по участию в закупке с участием субъектов МСП коллективного участника МСП. Статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ закреплены особенности проведения закупочной процедуры в случае участия в ней субъектов МСП, однако положения обозначенной нормы права, хоть и являются специальными по отношению к требованиям ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, все же не исключают возможность коллективного участия субъектов МСП в закупках, проводимых среди обозначенных субъектов;
3. Ссылки административного органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.03.2023 № 24-07-08/22356, письмо ФАС России № 952исх. от 15.11.2023 также не принимаются в рассматриваемом случае судом на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации, указа Президента Российской Федерации № 763 от 23.05.1996, поскольку названные письма не обладают характером ненормативных, не порождают юридических последствий и не могут являться правовым обоснованием для рассмотрения возникшего спора.
4. Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки. Документация о закупке содержала возможность подачи заявки коллективным участником закупки.
Комментарий эксперта В.Р. Байрашева: отрадно, что находятся суды, готовые проанализировать содержание Закона № 223-ФЗ на предмет соотношения общих и специальных норм закона, не ограничиваясь ссылками на существующие письма органов власти и правоприменительную практику. Кстати, доводы суда в рассмотренном решении схожи с выводами, ранее сделанными мною совместно с Д.В. Исютиным-Федотковым в одной из опубликованных статей.
Источник: решение АС г. Москвы от 02.06.2025 по делу № А40-45512/2025
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канале.