Уважаемые коллеги!
По результатам анализа функционала ГИС ЕИС с 01.01.2025 года была обнаружена следующая особенность данного функционала, которая может повлечь административную ответственность специалистов по закупкам:
- функционал ГИС ЕИС разработан до принятия постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1875, ПП РФ № 1875) в соответствии с нормами части 2 статьи 14 Закона № 44-ФЗ и части 2 статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ.
Указанные нормы предусматривают ПРАВО, НО НЕ ОБЯЗАННОСТЬ Правительства РФ установить запреты и ограничения как на поставку иностранных товаров, так и на выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами. Аналогичным образом установлено ПРАВО, НО ОБЯЗАННОСТЬ Правительства РФ установить преимущество в отношении как закупаемых российских товаров, так и работ (услуг), которые выполняются (оказываются) российскими лицами.
Поскольку установление запретов, ограничений и преимуществ является ПРАВОМ, НО НЕ ОБАННОСТЬЮ Правительства РФ, то в пункте 1 Постановления № 1875 Правительство РФ:
1) установило запрет на выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами, указанных в позициях 147-151 приложения № 1 к ПП РФ № 1875 № 1875, также при закупках всех работ, услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами в рамках гособоронзаказа;
2) ограничение на выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами в приложении № 2 не установлено (пояснение: данное ограничение применяется только в отношении закупки иностранных товаров);
3) преимущество для работ, услуг российских организаций в ПП РФ № 1875 не предусмотрено (пояснение: преимущество применяется только в отношении товаров, но не работ или услуг).
Однако, на момент разработки функционала ГИС ЕИС ПП РФ № 1875 ещё не было принято, а разрабатывать функционал ГИС ЕИС, действующий с 01.01.2025 г. было необходимо.
В результате функционал ГИС ЕИС в настоящее время, по мнению автора, содержит вводящую в заблуждение информацию (44-ФЗ, 223-ФЗ) о необходимости установления запретов и ограничений в отношении ВСЕХ работ (услуг), которые выполняются (оказываются) иностранными лицами, а также о необходимости установления преимуществ работам (услугам) всех российских лиц.
То есть функционал в этой части не соответствует принятому после его разработки тексту Постановления Правительства РФ № 1875.
В связи с этим обращаю внимание сотрудников заказчика на данное обстоятельство и на необходимость сверяться с текстом ПП РФ № 1875 при нажатии кнопок функционала ГИС ЕИС об установлении запретов, ограничений и преимуществ на работы и услуги.
Бездумное нажимание этих кнопок со стороны сотрудника заказчика образует состав административного правонарушения:
- для заказчиков по Закону № 44-ФЗ: до 01.03.2025 г. может квалифицироваться как нарушение части 4.1 или части 4.2 статьи 7.29 КоАП РФ, а с 01.03.2025 г. – как нарушение части 5 или 6 статьи 7.30.1 КоАП РФ;
- для заказчиков по Закону № 223-ФЗ: до 01.03.2025 г. может квалифицироваться как нарушение части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, а с 01.03.2025 г. – как нарушение части 4 статьи 7.30.4 КоАП РФ.
Кроме того, обращаю внимание читателей-заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ на то, что помимо указанной общей ошибки для обоих законов в отношении запретов, ограничений и преимуществ по работам (услугам) в рамках размещения извещения о закупке через ГИС ЕИС по состоянию на сегодняшний день – 30.01.2025 г. наблюдается ещё одна ошибка в ГИС ЕИС:
- при формировании структурированного извещения непосредственно в ГИС ЕИС кнопки о возможности установления запретов и ограничений появляются только после внесения изменений в ранее опубликованное структурированное извещение через ГИС ЕИС.
Прошу заказчиков обратить на это внимание с учётом того, что с 01.03.2025 года сокращается возможность замены административного штрафа предупреждением для многих составов, предусмотренных КоАП РФ. См. материал: Главное изменение в административной ответственности заказчиков за нарушения Закона № 223-ФЗ в 2025 году: ужесточение административного наказания через его дифференциацию
Всё вышесказанное является частным мнением автора – В.В. Дон по вопросам применения ПП РФ № 1875 в отношении существующего функционала ГИС ЕИС и не направлено на дискредитацию каких-либо органов государственной власти, их должностных лиц, в том числе Казначейства России.
Автор материала*:
директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
*@ Все права на материал принадлежат автору. Допускается (без дополнительного согласования) распространение и размещение на сайтах и в соцсетях активной гиперссылки на материал с использованием не более чем 10% текста оригинала. Исключения, которым автор разрешает полностью использовать материал: тг-канал Дмитрия Исютина-Федоткова "Корпоративные закупки" и электронный журнал "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" (гл. редактор Гурин О.Ю.).
***
Интересно увидеть наши новые материалы
Подпишись на наш телеграм-канал , вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ