ВАЖНО: некорректные разъяснения Минфина России и Казначейства России о размещении заказчиками-«штрафниками» годовой отчётности о закупках среди субъектов МСП

Читаю письма Минфина и Казначейства России о годовой отчетности среди субъектов МСП для заказчиков-«штрафников», и данные письма вызывают недоумение с точки зрения содержания действующего законодательства РФ о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ о закупкахзаконодательство РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц состоит в том числе из Гражданского кодекса РФ.

При этом в силу прямого указания закона - пункта 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ в случае противоречия постановления Правительства Российской Федерации закону применяется соответствующий закон.

Таким образом, действующим законодательством РФ о закупках прямо предусмотрено, что нормы закона в случае их противоречия с подзаконным актом имеют приоритет над этим подзаконным актом (в том числе постановлением Правительства РФ).

Казалось бы, это аксиома, которая не нуждается в разъяснениях. Однако, заказчики в настоящее время стали получать письма от Минфина России и Казначейства России, которые противоречат указанным нормам законодательства РФ.

Суть проблемы:

В соответствии с частью 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках заказчики, которые по итогам года не выполнили свою обязанность по годовому объему закупок у субъектов МСП, либо не разместили в срок до 02 февраля годовой отчёт о закупках среди субъектов МСП, либо включили в такой отчёт недостоверную информацию об объёме таких закупок, обязаны применять ряд положений Закона № 44-ФЗ, перечисленных в этой норме закона (ч. 8.1 ст. 3 ФЗ-223) при осуществлении своих закупок (далее – заказчики-«штрафники»).

При этом в силу прямого указания этой нормы закона применение таких положений Закона № 44-ФЗ осуществляется заказчиками-«штрафниками» в период со 01 февраля и до завершения текущего года, то есть на протяжении 11 месяцев текущего года (с 01.02 по 31.12).

Обращаю внимание читателей на то, что такие заказчики-«штрафники», которые применяют часть положений Закона № 44-ФЗ при осуществлении своей закупочной деятельности в этот 11-ти месячный период текущего года, не становятся заказчиками в рамках Закона № 44-ФЗ. Они по-прежнему являются заказчиками в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках, которые применяют ЧАСТИЧНО нормы Закона № 44-ФЗ при проведении процедур закупок.

В связи с этим заказчики-«штрафники» не освобождены от своих обязанностей в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках по планированию закупок и предоставлению отчётности о закупках.

При этом если планированием закупок (составляется план закупки по 223-ФЗ вместо плана-графика по 44-ФЗ) и размещением ежемесячной отчетности о количестве и стоимости договоров (обязаны размещать) заказчиков-«штрафников» всё понятно из содержания части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках, то остаётся один вопрос не урегулированный в законодательства.

А нужно ли таким заказчикам-«штрафникам» в этот 11-ти месячный применения ЧАСТИ положений Закона № 44-ФЗ осуществлять поддержку субъектов МСП по нормам постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 и размещать годовой отчёт о закупках среди субъектов МСП?

Дело в том, что, с одной стороны, такие заказчики-«штрафники» обязаны исполнять требования постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, так как они не становятся в этот 11-месячный период заказчиками по Закону № 44-ФЗ.

С другой стороны, согласно пункту 3 части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчики-«штрафники» в указанный 11-месяный период обязаны осуществлять закупки не у субъектов малого и среднего предпринимательства и у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее – самозанятые) , а закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ. То есть у разных категорий участников закупки. Поэтому при таких обстоятельствах заказчики-«штрафники» объективно не могут выполнить годовую долю закупок у субъектов МСП.

В связи с этим с точки зрения логики и здравого смысла возникает закономерный вопрос:

- а зачем тогда заказчикам-«штрафникам» размещать годовой отчёт о закупках среди субъектов МСП, если они осуществляли закупки в течение 11-ти месяцев не у самозанятых и не у субъектов МСП, а субъектов малого предпринимательства и СОНКО?

Вероятно, сотрудники «регулятора»-Минфина России своевременно не приняли мер к корректировке формы годового отчёта среди субъектов МСП, установленного в рамках Закона № 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, в связи с внесением изменений в Закон № 223-ФЗ?

Пояснение от автора: если на заказчиков-«штрафников» не распространяется требование части 4.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ о размещении годового отчёта о закупках среди субъектов малого предпринимательства и СОНКО, то логично либо их либо полностью освободить от предоставления годового отчёта о закупках среди субъектов МСП, либо дополнить форму годового отчёта о таких закупках отдельным разделом для заказчиков-«штрафников».

Однако, соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 до настоящего времени не внесены.

В связи с этим заказчики и представители профессионального сообщества обращаются в адрес Минфина и Казначейства России для разъяснения порядка разрешения этих противоречий между текстом закона и подзаконным актом.

В ответ последними предоставляются весьма странные, с точки зрения автора, по своему содержанию письма.

Позиция Минфина и Казначейства России:

Письмо 1. Письмо Минфина России от 10.07.2023 № 24-07-09/64150

По мнению сотрудников Минфина России, которое изложено в письме и которое согласно тексту самого письма не является официальным разъяснением:

«…такие заказчики составляют годовой отчет о закупке у субъектов МСП и размещают его в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

С учетом пункта 34 положения, утвержденного Постановлением № 1352, годовой отчет о закупке у субъектов МСП формируется в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета, утвержденными Постановлением № 1352».

То есть исходя из буквального содержания письма следует, что заказчики-«штрафники» показывают в годовом отчёте о закупках у субъектов МСП за 2023 год только закупки у субъектов малого предпринимательства, но не у социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом сотрудники нашего «регулятора» в своём письме решают проблему коллизии (противоречия) между постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 и нормой закона – пунктом 3 части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в пользу подзаконного акта, то есть постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, в которое авторы этого письма не инициировали внесение соответствующих изменений, в пользу подзаконного акта (постановления Правительства РФ).

Письмо 2. Письмо Федерального казначейства от 25.01.2024 г. № 07-04-14/14/14-88

По мнению сотрудников Казначейства России, которое изложено в письме от 25.01.2024 г. № 07-04-14/14/14-88, в таком годовом отчёте заказчиков-«штрафников» закупки среди субъектов малого предпринимательства и СОНКО заказчиками-«штрафниками» не учитываются.

При этом сотрудники Казначейства России, составившие это письмо, указывают, что размещать годовой отчёт заказчикам-«штрафникам» нужно не на основании закона, а потому что об этом написал Минфин России в письме от 10 июля 2023 г. № 24-07-09/64150.

Авторский комментарий (мнение) эксперта В.В. Дона:

При всём уважении к мнениям сотрудников Минфина и Казначейства России, которые не являются официальными разъяснениями этих ведомств, автор вынужден отметить, что они прямо противоречат действующему законодательству РФ о закупках.

Факт остаётся фактом – в силу прямого указания пункта 3 части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в ее взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ и пунктом 5 статьи 3 ГК РФ заказчики-«штрафники» никакие годовые отчёты о закупках среди субъектов МСП в период применения ими положений Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок не размещают и никакой ответственности за это не несут, так как она не предусмотрена законом.

В связи с этим утверждение авторов указанных писем о том, что заказчики-«штрафники» якобы обязаны применять не пункт 3 части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, а противоречащее ему в этой части постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 прямо противоречат закону.

При этом вызывает искреннее удивление, что ни в Федеральном казначействе, ни в Минфине России, ни в экспертом сообществе (пояснение: эксперты, видимо, при цитировании просто не задумываются о смысле этих писем и их соответствии положениям части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ) до сих пор не нашлось ни одного человека, который бы указал авторам этим писем на порядок разрешения коллизий правовых норм, предусмотренный действующим законодательством.

Также обращаю внимание читателей на то, что в результате реализации указанных писем в функционале ЕИС у заказчиков -"штрафников" при формировании годового отчета о закупках среди МСП в настоящее время автоматически формируются в таком отчёте искаженные (недостоверные) сведения о доле закупок у субъектов МСП, что в соответствии с частью 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках является основанием для повторного применения такими заказчиками положений Закона № 44-ФЗ уже на протяжении этого года (пояснение: очевидно, что ни авторы этих писем, ни эксперты  не предвидели таких последствий их реализации). Автор считает, что в  результате такого ошибочного толкования была создана искусственно  новая проблема для заказчиков, которая требует разрешения либо путём изменения функционала ЕИС со стороны Федерального казначейства, либо путём внесения изменений в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352 путём их инициирования Минфином России.

P.S.: после размещения материала в адрес автора обратились представители Федерального казначейства с просьбой скорректировать статью в части исключения некорректных формулировок в свой адрес (по их мнению)

Со своей стороны, не обязан учитывать их мнение, так как: во-первых, являюсь частным лицом, выражающим своё мнение; во-вторых, речь идёт о реально возникшей проблеме - искажении данных годовой отчётности заказчиков-"штрафников". Причиной возникновения этой проблемы является реализация позиции Минфина России, изложенной в этих письмах.

Понятно, что Казначейство России не может ставить под сомнение позицию Минфина России, в ведении которого оно находится. Однако, Казначейство России может решить указанную проблему формирования годовой отчётности заказчиков-"штрафников" путём внесения изменений в функционал ЕИС и реализации своей собственной позиции от 25.01.2024 г. № 07-04-14/14/14-88, которая не противоречит позиции Минфина России. 

Для этого нужно сделать, чтобы договоры, заключенные заказчиками-"штрафниками" в период применения части положений Закона № 44-ФЗ, не выгружались из Реестра договоров в годовой отчёт о закупках среди субъектов МСП, делая указанный отчёт заказчиков-"штрафников" недостоверным. Это Казначейство России в процессе доработки функционала ЕИС вполне может сделать, как и признать несоответствие функционала ЕИС своему собственному письму от 25.01.2024 г. № 07-04-14/14/14-88,

Искренне надеюсь, что Казначейство России примет необходимые меры по  изучению, признанию и решению озвученной проблемы заказчиков-"штрафников" в рамках реализации своих полномочий, поэтому корректирую  данный материал.  Ведь, конечной целью публикации является не задеть сотрудников ведомств, а принятие мер к решению возникшей реальной проблемы.

Благодарю сотрудников Казначейства России  за обратную связь!

***

«Veritas vos liberabit»

***

Интересно увидеть наши новые материалы

Подпишись на наш телеграм-канал , вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ 

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru