Уважаемые коллеги!
Очевидно, что до попытки практической реализации не всеми заказчиками будет сразу осознана АБСУРДНОСТЬ И НЕИСПОЛНИМОСТЬ нового проекта постановления о мерах по реализации национального режима с учётом ошибок № 1 и № 2, описанных в предыдущем моём материале: Обзор основных ошибок и их практических последствий в новом постановлении Правительства РФ о мерам по предоставлении национального режима при осуществлении закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ): ОШИБКИ № 1 и № 2.
Некоторые читатели могут задать вопрос: ну и что изменилось то – ведь, и в ранее действовавших подзаконных актах в сфере импортозамещения закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ) также ошибочно указывался код ОКПД 2 вместо ТН ВЭД ЕАЭС? В чём критичность изменений?
Ответ на этот вопрос содержится в ошибке № 3.
СУТЬ ОШИБКИ № 3:
По новому проекта постановления евразийская промышленная продукция приравнивается к российской промышленной продукция для целей осуществления закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ).
Однако, в результате указанной ранее ошибки № 1 разработчики проекта забыли о том, что евразийской промышленной продукции не присваиваются коды по ОКПД2, а присваиваются коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
В частности, такая норма содержится в пп. е) п. 4 Порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, утв. приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2020 г. Регистрационный N 58798).
При этом разработчики проекта написали в подпункте д) пункта 4 проета:
«д) позиция перечня № 1 и перечня № 2 применяется, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименование которых указано в графе "Наименование товара, работы, услуги" и которые включены в код, указанный в графе "Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".
Например, представим себе практическую ситуацию.
Заказчик хочет себе купить какой-нибудь белорусский гусеничный трактор, который подпадает под запрет на закупку иностранных тракторов.
Данный трактор есть в Реестре евразийской промышленной продукции с присвоением ему кода ТН ВЭД ЕАЭС, но без кода ОКПД 2, который не включается в этот реестр.
К чему это будет приводить на практике?
Заказчик, по мнению автора, по новому проекту постановления правительства РФ не сможет с 01.01.2025 года купить себе этот белорусский трактор, так как на него нет наименования по ОКПД 2 и кода по ОКПД 2 в реестре евразийской промышленной продукции (пояснение: в соответствии с пп. д) п. 4 постановления нельзя применить нормы о запрете на данный трактор)
Поэтому для закупки этого трактора нужно будет писать обращение в Минпромторг России за выдачей разрешения на закупку белорусского трактора (пояснение: по пп. д) пункта 4 проекта не сделано соответствующих исключений в части применения кода ОКПД2 для евразийской промышленной продукции).
Естественно, это вызовет объективное и закономерное недовольство не только заказчиков, но и наших союзников из Евразийского экономического союза, в том числе Республики Беларусь. Понятно, что через 6-12 месяцев ошибку № 3, вытекающую из ошибки № 1 и , исправят.
Но, ведь, проблему это не решает? Зачем допускать такую абсурдную ошибку на этапе разработки проекта, которая сделает фактически невозможным соблюдение запретов и ограничений в отношении евразийской экономической продукции.
Кроме того, указанная ошибка влечет аналогичные проблемы и при применении ограничений в отношении евразийской промышленной продукции.
P.S: на этом разбор ошибок в проекте нового постановления Правительства в рамках реформы импортозамещения при осуществлении регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ), представленного общественности, не закончен:
- по мнению автора, он (проект) для общественного обсуждения содержит около 10-ка подобных критических ошибок, негативно влияющих на его последующее правоприменение.
Также обращаю внимание читателей, что данный материал посвящён всего-лишь проекту постановления Правительства РФ, разработанному Минфином России и размещённому на сайте министерства 02.12.2024 г.