Обзор основных ошибок и их практических последствий в проекте нового постановления Правительства РФ о мерам по предоставлении национального режима при осуществлении закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ): ОШИБКИ № 1 и № 2.

Уважаемые коллеги!

Как всем известно, в ближайшее время появится новое постановление Правительства РФ в рамках реформы импортозамещения при осуществлении регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ).

Последняя версия данного проекта нормативного акта была размещена 02.12.2024 года его разработчиками на сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=308523-proekt_postanovleniya_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_o_merakh_po_predostavleniyu_natsionalnogo_rezhima_pri_osushchestvlenii_zakupok_tovarov_rabot_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_zakupok_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_ob_izmenenii_i_priznanii_utrativshimi_silu_nekotorykh_aktov_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii .

Указанный проект с возможными незначительными корректировками будет принят до 01.01.2025 года Правительством РФ.

Собирался в соавторстве с В.Р. Байрашевым написать развёрнутую статью – комментарий к данному постановлению после уже его принятия. Однако, по причине отсутствия у меня и В.Р. Байрашева в настоящее время свободного времени сроки публикации данной статьи неизвестны.

В связи с этим по просьбе заказчиков (пояснение: спасибо, Наталье Михайловне Бендер) буду публиковать свои мысли о явных ошибках и ляпах в проекте постановления, а также их влиянии (в случае неустранения на этапе принятия) на правоприменительную практику после 01.01.2025 г.

ОШИБКА № 1: Применение технико-экономического классификатора – ОКПД 2, который не применим в отношении большинства закупаемых иностранных товаров, работ, услуг

СУТЬ ОШИБКИ № 1: 

в новом постановлении Правительства РФ «регулятором» - Минфином России повторяется абсолютно абсурдная ошибка, которая содержалась в ранее принятых иностранных товаров:

- в нарушение требований действующего законодательства РФ коды запретов, ограничений и преимуществ В ОТНОШЕНИИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ установлены в постановлении не в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕЭС), а в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (далее – ОКПД2).

Между тем, иностранным товарам при ввозе на территорию Россию и других государств ЕАС в соответствии с требованиями части 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и частью 1 статьи 42 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года присваивается соответствующий код по ТН ВЭД ЕАЭС, а не ОКПД 2 (пояснение: при их таможенном оформлении и при оформлении товаросопроводительных документов на перемещаемый товар).

Также, коды ТН ВЭД ЕАС применяются:

1) при параллельном импорте иностранных товаров в Россию (см. приказ Минпромторга России от 21 июля 2023 г. № 2701 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 2023 г. Регистрационный N 74633);

2) в национальной системе прослеживаемости товаров (см. постановление Правительства РФ от 01.07.2021 №1108);

3) при маркировке иностранных товаров (см. распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р);

4) при ведении Евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза (см. пункт 15  Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 N 105) ;

5) в рамках налогообложения операций с некоторыми иностранными товарами (см., например, Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС , облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908, и др.).

Таким образом, У ВСЕХ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕАЭС ЕСТЬ КОД ПО ТН ВЭД ЕАЭС, НО НЕ У ВСЕХ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ ЕСТЬ КОД ПО ОКПД 2.

Дело в том, что присвоение кода ОКПД 2 для иностранных товаров, работ, услуг осуществляется только в некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Так, в соответствии с приказом Минпромторга от 27 мая 2021 г. № 1934«Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся в них» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2021 года, регистрационный N 63924) в форме сертификата соответствия предусмотрено указание двух кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Однако, данный приказ Минпромторга России относится только к техническим регламентам РФ, поэтому код ОКПД2. указывается обязательно для сертификатов соответствия требованиям технических регламентов РФ. В сертификатах соответствия требованиям технических регламентов Союза (ТС/ЕАЭС) обязательно указывается только код ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом и для российской промышленной продукции при её внесении в данный реестр в соответствии предусмотрено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ указание как кода ОКПД 2 И/ИЛИ кода ТН ВЭД ЕАС (см. п.п. д) пункта 31 Правил формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, состав сведений, включаемых в реестр, порядок включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, в том числе размещения таких сведений в государственной информационной системе промышленности, и порядок предоставления сведений, включенных в реестр, утв.  постановлением  Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 .

Сделано это как в целях экспорта российской промышленной продукции, так и в целях её перемещения в рамках границ Евразийского экономического союза.

Таким образом, в действующем законодательстве РФ в целях импортозамещения предусмотрено обязательное указание кодов ТН ВЭД ЕАЭС как в отношении иностранной продукции, так и в целях и в отношении российской промышленной продукции в ряде случаев.

При этом обращаю внимание читателей, что согласно п.п. д) пункта 31 Правил формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, состав сведений, включаемых в реестр, порядок включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, в том числе размещения таких сведений в государственной информационной системе промышленности, и порядок предоставления сведений, включенных в реестр, утв.  постановлением  Правительства РФ от 17.07.2015 № 719, указание кода ОКПД 2 даже в реестре российской промышленной продукции не является обязательным:

"д) наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором и (или) Товарной номенклатурой;

Вместо ОКПД 2 может быть указан в реестре ТН ВЭД ЕАЭС .

Однако, ответственные сотрудники «регулятора», по мнению автора,  по какой-либо другой неизвестной причине ошибочно установили ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ применения кодов ОКПД 2 в отношении импортируемых иностранных товаров, которые к этим иностранным товарам не применяются, а также российских товаров, у которых код ОКПД 2 может и отсутствовать.

Очевидно, что действующий на территории России российский технико-экономический классификатор – ОКПД 2 не применяется не только дружественных, но и недружественных государствах – Китае, США, Индии, Японии, ЕС, Казахстане, Беларуси и т.д.

Об этом также известно не только в этих иностранных государствах, но известно и большинству других ответственных российских органов государственной власти – ФНС России, ФТС России, другим департаментам самого Минфина России, Минпромторгу России и т.д., которые подобной ошибки присвоения кодов ОКПД 2 иностранным товарам в разрабатываемыми ими нормативно-правовых актах не допускают.

Автор, конечно, не ставит своей целью оспорить компетентность ответственных за разработку такого проекта нормативного акта сотрудников Минфина России, которые представили проект для общественного обсуждения (следует быть объективным и беспристрастным – эта ошибка в части применения ОКПД в отношении иностранных товаров содержалась и в ранее принятых подзаконных акта, которые разрабатывались ещё сотрудниками Минэкономразвития России до передачи полномочий по нормативно-правовому регулированию Минфину России, но вопрос: зачем дублировать эту ошибку при проведении новой реформы?).

Однако, это приводит к следующим негативным правовым последствиям – препятствиям в исполнении этого еще не принятого постановления Правительства РФ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОШИБКИ 1:

Данное последствие неоднократно описывалось в публикациях экспертов (В.Р. Байрашев и др.):

- в соответствии с пунктом 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утв. постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 № 733, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

Соответственно, если у иностранного импортируемого товара в подавляющем большинстве случаев НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКПД 2, А ЗАПРЕТЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КОДОВ ОКПД 2, то это позволяет легально не применять их (например, путём указания хозяйствующими субъектами в своих коммерческих предложениях на этапе формирования НМЦК (НМЦД).

В связи с этим проект постановления, подготовленный Минфином России и размещённый на сайте данного министерства для общественного обсуждения, по мнению автора, В ЭТОЙ ЧАСТИ противоречит не только логике и здравому смыслу, но и другому отраслевому законодательству РФ в области импортозамещения.

ОШИБКА № 2: возможность неприменения проекта постановления о запретах, ограничениях и преимуществах путём изменения наименования товаров

СУТЬ ОШИБКИ № 2:

Надо отдать должное ответственным за разработку проекта постановления Правительства РФ сотрудникам Минфина России – видимо, они знают правилах применения технико-экономических классификаторов, утв. постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 № 733. Поэтому во избежание обхода заказчиками запретов, ограничений и преимуществ в разработанный проект постановления были включена подпункты е) и д) пункта 4 следующего содержания:

«д) позиция перечня № 1 и перечня № 2 применяется, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименование которых указано в графе "Наименование товара, работы, услуги" и которые включены в код, указанный в графе "Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)". При этом если в объект закупки включено медицинское изделие, соответствующая позиция применяется, если закупаемое медицинское изделие также относится к указанному в графе "Наименование товара, работы, услуги" коду вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации;

е) позиция перечня № 3 применяется, если в объект закупки включен товар, наименование которого указано в графе "Наименование товара" и который включен в код, указанный в графе "Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"».

То есть, исходя из логики разработчиков проекта, представленного для общественного обсуждения, запреты, ограничения и преимущества применяются НЕ ТОЛЬКО ПРИ СОВПАДЕНИИ КОДА ОКПД 2 НА ИНОСТРАННЫЙ ТОВАР, КОТОГО У БОЛЬШИНСТВА ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ НЕТ, НО И ПРИ СОПАДЕНИИ НАИМЕНОВАНИЯ ТОВАРА С НАИМЕНОВАНИЕМ ТОВАРА В КОДЕ ОКПД 2.

На первый взгляд, это кажется прекрасной идее, но, как говорил Виктор Степанович Черномырдин:

«Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Дело в том, что внимательное прочтение проекта В ЭТОЙ ЧАСТИ показывает, что нём (в проекте) ВМЕСТО СОЮЗА «И /ИЛИ» УКАЗАН СОЮЗ «И».

То есть для применения запретов, ограничений, условий допуска требуется НЕ ЛИБО совпадение наименования товара, ЛИБО кода ОКПД 2, а ОДНОВРЕМЕННОЕ СОВПАДЕНИЕ И КОДА ОКПД 2, И НАИМЕНОВАНИЯ ТОВАРА.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОШИБКИ 2:

Данная ошибка (опечатка) является откровенно странной, так как:

- во-первых, ещё более упрощается обход требований этого постановления правительства (например, заказчик может целенаправленно изменить наименование закупаемого иностранного товара в договоре) и тогда при совпадении кода ОКПД 2, но несовпадении наименования товара данное постановление не применяется;

- во-вторых, изменение наименования товара по сравнению с ОКПД 2 может быть вызвано и объективными причинами (например, такое наименование, отличающееся от наименования по коду ОКПД2 может быть указано в сертификате соответствия, содержатся в реестре российской промышленной и/или евразийской промышленной продукции и т.п.).

P.S: на этом разбор ошибок в проекте нового постановления Правительства в рамках реформы импортозамещения при осуществлении регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ), представленного общественности, не закончен:

- по мнению автора, он (проект) для общественного обсуждения содержит около 10-ка подобных критических ошибок, негативно влияющих на его последующее правоприменение.

С указанными ошибками в проекте и другими изменения законодательства (223-ФЗ, 44-ФЗ) читатели могут ознакомиться, подписавшись на наш телеграмм-канал.

Также обращаю внимание читателей, что данный материал посвящён всего-лишь проекту постановления Правительства РФ, разработанному Минфином России и размещённому на сайте министерства 02.12.2024 г.

Поэтому критике подвергается САМ РАЗРАБОТАННЫЙ МИНФИНОМ РОССИИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЕН НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ, А НЕ ПРИНЯТОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ, КОТОРОГО ЕЩЁ НЕТ.  АВТОР НАДЕЕТСЯ, ЧТО УКАЗАННЫЕ ОШИБКИ И НЕДОСТАТКИ  В ПРОЕКТЕ ПРИ ПРИНЯТИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИИ СО ВСЕМИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ МИНИСТЕРСТВАИ И ВЕДОМСТВАМИ БУДУТ УСТРАНЕНЫ.


Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

[email protected]