Уважаемые коллеги!
Как всем известно, в ближайшее время появится новое постановление Правительства РФ в рамках реформы импортозамещения при осуществлении регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ).
Последняя версия данного проекта нормативного акта была размещена 02.12.2024 года его разработчиками на сайте Минфина России по адресу: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=308523-proekt_postanovleniya_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_o_merakh_po_predostavleniyu_natsionalnogo_rezhima_pri_osushchestvlenii_zakupok_tovarov_rabot_uslug_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_zakupok_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_ob_izmenenii_i_priznanii_utrativshimi_silu_nekotorykh_aktov_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii .
Указанный проект с возможными незначительными корректировками будет принят до 01.01.2025 года Правительством РФ.
Собирался в соавторстве с В.Р. Байрашевым написать развёрнутую статью – комментарий к данному постановлению после уже его принятия. Однако, по причине отсутствия у меня и В.Р. Байрашева в настоящее время свободного времени сроки публикации данной статьи неизвестны.
В связи с этим по просьбе заказчиков (пояснение: спасибо, Наталье Михайловне Бендер) буду публиковать свои мысли о явных ошибках и ляпах в проекте постановления, а также их влиянии (в случае неустранения на этапе принятия) на правоприменительную практику после 01.01.2025 г.
ОШИБКА № 1: Применение технико-экономического классификатора – ОКПД 2, который не применим в отношении большинства закупаемых иностранных товаров, работ, услуг
СУТЬ ОШИБКИ № 1:
в новом постановлении Правительства РФ «регулятором» - Минфином России повторяется абсолютно абсурдная ошибка, которая содержалась в ранее принятых иностранных товаров:
- в нарушение требований действующего законодательства РФ коды запретов, ограничений и преимуществ В ОТНОШЕНИИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ установлены в постановлении не в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕЭС), а в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (далее – ОКПД2).
Между тем, иностранным товарам при ввозе на территорию Россию и других государств ЕАС в соответствии с требованиями части 1 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и частью 1 статьи 42 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года присваивается соответствующий код по ТН ВЭД ЕАЭС, а не ОКПД 2 (пояснение: при их таможенном оформлении и при оформлении товаросопроводительных документов на перемещаемый товар).
Также, коды ТН ВЭД ЕАС применяются:
1) при параллельном импорте иностранных товаров в Россию (см. приказ Минпромторга России от 21 июля 2023 г. № 2701 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 августа 2023 г. Регистрационный N 74633);
2) в национальной системе прослеживаемости товаров (см. постановление Правительства РФ от 01.07.2021 №1108);
3) при маркировке иностранных товаров (см. распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р);
4) при ведении Евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза (см. пункт 15 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 N 105) ;
5) в рамках налогообложения операций с некоторыми иностранными товарами (см., например, Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС , облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908, и др.).
Таким образом, У ВСЕХ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕАЭС ЕСТЬ КОД ПО ТН ВЭД ЕАЭС, НО НЕ У ВСЕХ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ ЕСТЬ КОД ПО ОКПД 2.
Дело в том, что присвоение кода ОКПД 2 для иностранных товаров, работ, услуг осуществляется только в некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Так, в соответствии с приказом Минпромторга от 27 мая 2021 г. № 1934«Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся в них» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2021 года, регистрационный N 63924) в форме сертификата соответствия предусмотрено указание двух кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Однако, данный приказ Минпромторга России относится только к техническим регламентам РФ, поэтому код ОКПД2. указывается обязательно для сертификатов соответствия требованиям технических регламентов РФ. В сертификатах соответствия требованиям технических регламентов Союза (ТС/ЕАЭС) обязательно указывается только код ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом и для российской промышленной продукции при её внесении в данный реестр в соответствии предусмотрено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ указание как кода ОКПД 2 И/ИЛИ кода ТН ВЭД ЕАС (см. п.п. д) пункта 31 Правил формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, состав сведений, включаемых в реестр, порядок включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, в том числе размещения таких сведений в государственной информационной системе промышленности, и порядок предоставления сведений, включенных в реестр, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 .
Сделано это как в целях экспорта российской промышленной продукции, так и в целях её перемещения в рамках границ Евразийского экономического союза.
Таким образом, в действующем законодательстве РФ в целях импортозамещения предусмотрено обязательное указание кодов ТН ВЭД ЕАЭС как в отношении иностранной продукции, так и в целях и в отношении российской промышленной продукции в ряде случаев.
При этом обращаю внимание читателей, что согласно п.п. д) пункта 31 Правил формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, состав сведений, включаемых в реестр, порядок включения таких сведений в реестр и исключения их из реестра, в том числе размещения таких сведений в государственной информационной системе промышленности, и порядок предоставления сведений, включенных в реестр, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719, указание кода ОКПД 2 даже в реестре российской промышленной продукции не является обязательным:
"д) наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором и (или) Товарной номенклатурой;
Вместо ОКПД 2 может быть указан в реестре ТН ВЭД ЕАЭС .
Однако, ответственные сотрудники «регулятора», по мнению автора, по какой-либо другой неизвестной причине ошибочно установили ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ применения кодов ОКПД 2 в отношении импортируемых иностранных товаров, которые к этим иностранным товарам не применяются, а также российских товаров, у которых код ОКПД 2 может и отсутствовать.
Автор, конечно, не ставит своей целью оспорить компетентность ответственных за разработку такого проекта нормативного акта сотрудников Минфина России, которые представили проект для общественного обсуждения (следует быть объективным и беспристрастным – эта ошибка в части применения ОКПД в отношении иностранных товаров содержалась и в ранее принятых подзаконных акта, которые разрабатывались ещё сотрудниками Минэкономразвития России до передачи полномочий по нормативно-правовому регулированию Минфину России, но вопрос: зачем дублировать эту ошибку при проведении новой реформы?).
Однако, это приводит к следующим негативным правовым последствиям – препятствиям в исполнении этого еще не принятого постановления Правительства РФ.
Данное последствие неоднократно описывалось в публикациях экспертов (В.Р. Байрашев и др.):
- в соответствии с пунктом 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утв. постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 № 733, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.
Соответственно, если у иностранного импортируемого товара в подавляющем большинстве случаев НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКПД 2, А ЗАПРЕТЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕИМУЩЕСТВА УСТАНАВЛИВАЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ КОДОВ ОКПД 2, то это позволяет легально не применять их (например, путём указания хозяйствующими субъектами в своих коммерческих предложениях на этапе формирования НМЦК (НМЦД).
В связи с этим проект постановления, подготовленный Минфином России и размещённый на сайте данного министерства для общественного обсуждения, по мнению автора, В ЭТОЙ ЧАСТИ противоречит не только логике и здравому смыслу, но и другому отраслевому законодательству РФ в области импортозамещения.
СУТЬ ОШИБКИ № 2:
Надо отдать должное ответственным за разработку проекта постановления Правительства РФ сотрудникам Минфина России – видимо, они знают правилах применения технико-экономических классификаторов, утв. постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 № 733. Поэтому во избежание обхода заказчиками запретов, ограничений и преимуществ в разработанный проект постановления были включена подпункты е) и д) пункта 4 следующего содержания:
«д) позиция перечня № 1 и перечня № 2 применяется, если в объект закупки включены товар, работа, услуга, наименование которых указано в графе "Наименование товара, работы, услуги" и которые включены в код, указанный в графе "Код товара, работы, услуги по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)". При этом если в объект закупки включено медицинское изделие, соответствующая позиция применяется, если закупаемое медицинское изделие также относится к указанному в графе "Наименование товара, работы, услуги" коду вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации;
е) позиция перечня № 3 применяется, если в объект закупки включен товар, наименование которого указано в графе "Наименование товара" и который включен в код, указанный в графе "Код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"».
То есть, исходя из логики разработчиков проекта, представленного для общественного обсуждения, запреты, ограничения и преимущества применяются НЕ ТОЛЬКО ПРИ СОВПАДЕНИИ КОДА ОКПД 2 НА ИНОСТРАННЫЙ ТОВАР, КОТОГО У БОЛЬШИНСТВА ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ НЕТ, НО И ПРИ СОПАДЕНИИ НАИМЕНОВАНИЯ ТОВАРА С НАИМЕНОВАНИЕМ ТОВАРА В КОДЕ ОКПД 2.
На первый взгляд, это кажется прекрасной идее, но, как говорил Виктор Степанович Черномырдин:
«Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Дело в том, что внимательное прочтение проекта В ЭТОЙ ЧАСТИ показывает, что нём (в проекте) ВМЕСТО СОЮЗА «И /ИЛИ» УКАЗАН СОЮЗ «И».
То есть для применения запретов, ограничений, условий допуска требуется НЕ ЛИБО совпадение наименования товара, ЛИБО кода ОКПД 2, а ОДНОВРЕМЕННОЕ СОВПАДЕНИЕ И КОДА ОКПД 2, И НАИМЕНОВАНИЯ ТОВАРА.
Данная ошибка (опечатка) является откровенно странной, так как:
- во-первых, ещё более упрощается обход требований этого постановления правительства (например, заказчик может целенаправленно изменить наименование закупаемого иностранного товара в договоре) и тогда при совпадении кода ОКПД 2, но несовпадении наименования товара данное постановление не применяется;
- во-вторых, изменение наименования товара по сравнению с ОКПД 2 может быть вызвано и объективными причинами (например, такое наименование, отличающееся от наименования по коду ОКПД2 может быть указано в сертификате соответствия, содержатся в реестре российской промышленной и/или евразийской промышленной продукции и т.п.).
P.S: на этом разбор ошибок в проекте нового постановления Правительства в рамках реформы импортозамещения при осуществлении регламентированных закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ), представленного общественности, не закончен:
- по мнению автора, он (проект) для общественного обсуждения содержит около 10-ка подобных критических ошибок, негативно влияющих на его последующее правоприменение.
Также обращаю внимание читателей, что данный материал посвящён всего-лишь проекту постановления Правительства РФ, разработанному Минфином России и размещённому на сайте министерства 02.12.2024 г.