Широкому кругу заказчиков и экспертов известно о необходимости применения ГОСТов при описании объекта закупки по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Это следует из требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, предусматривающих применение документов национальной системы стандартизации в закупках.
В то же время понятие документов национальной системы стандартизации, предусмотренное ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации) не ограничивается только национальными стандартами (или, иными словами, хорошо всем известными ГОСТами), а включает также и другие категории. В частности, в материалах портала рассматривались
вопросы, связанные с применением стандартов организации и технических условий, а также
примеры их применения на практике.
Вместе с тем, существует еще один вид документов национальной системы стандартизации, которые могут применяться в закупках и которых не получили должного освещения в литературе, посвященной регламентированным закупкам. Речь идет о предварительных национальных стандартах Российской Федерации (ПНСТ).
Итак, предварительный национальный стандарт Российской Федерации (ПНСТ)
- документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта (ст. 2 Закона о стандартизации).
ПНСТ утверждаются Росстандартом, что делает их по этому параметру схожим с ГОСТом. И поскольку ПНСТ наряду с ГОСТами являются документами национальной системы стандартизации, то ПНСТ, как и ГОСТы, могут применяться при описании закупаемых товаров, работ, услуг. При этом в силу определения ПНСТ представляют собой инструмент опережающей стандартизации, который разрабатывается и утверждается до появления соответствующего ГОСТ. Например, с 01.09.2024 вступил в силу
ПНСТ 910-2024 Критическая информационная инфраструктура. Доверенные программно-аппаратные комплексы. Общие принципы формирования комплекса стандартов, с 01.02.2024 - ПНСТ 909-2024 Требования к цифровым информационным моделям объектов непроизводственного назначения. Часть 1. Жилые здания, а с 01.01.2024
ПНСТ 785-2022 Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм обработки информации для средств мониторинга глобальной навигационной спутниковой системы. Общие требования.
Другим важным отличием ПНСТ от ГОСТ является срок действия стандартов. ГОСТ действует до изменения или его отмены, а у ПНСТ по определению есть ограниченный срок действия, который не может превышать 3 лет (ч. 15 ст. 25 Закона о стандартизации). Незнание этой особенности и использовании утративших силу ПНСТ может повлечь за собой обжалование действий заказчика (см. напр., решение ФАС России от 27.06.2019 по делу № 19/44/105/1734 (закупка № 0352200000119000006), решение Нижегородского УФАС России от 18.01.2021 по делу № 052/06/64-2943/2020 (закупка № 0348100006020000064), решение Курского УФАС России от 10.07.2020 по делу №046/06/64-395/2020 (извещение № 0144200001820000112)).
Что касается обязательности применения ПНСТ, то п. 5.3
ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены указывает на
добровольный характер ПНСТ. Тем не менее, следует помнить, что добровольность применения ПНСТ как документов национальной системы стандартизации (ч. 1 ст. 26 Закона о стандартизации) может быть проигнорирована контролирующими органами на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, которые предусматривают применение документов национальной системы стандартизации в закупках без разграничения их видов. В противном случае для неприменения практически любых ГОСТ в закупках заказчикам было бы достаточно сослаться на ч. 1 ст. 26 Закона о стандартизации.
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок в телеграм-канале, вконтакте, дзен и ютуб-канале.