Заказчик не обязан исполнять требования собственного стандарта организации (СТО)

Уважаемые коллеги!

Рассматривая изменения законодательства, мы неоднократно обращали внимание на изменения законодательства о стандартизации, связанные с описанием предмета закупки и решением других проблем в сфере закупок. Незнакомые с проблематикой специалисты могут ознакомится с ранее вышедшими материалами:
1. О роли стандартов организаций, технических условий, спецификаций при описании объекта закупки по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ;
2. Закупки у взаимозависимых лиц и их соотношение с единым технологическим процессом;
3. Стандарты организации и технические условия как инструмент обоснования потребностей в закупаемой продукции.

Не меньший интерес представляет и практика применения стандартов организации (СТО) корпоративными заказчиками. Одно из таких дел было рассмотрено Марийским УФАС России в решении от 05.09.2023 по делу № 012/07/3-824/2023 (извещение № 32312675181):

Суть дела: По мнению заявителя в техническом задании организатором торгов установлены технические требования, которые не соответствуют требованиям ГОСТ и стандарту Россетей (СТО).

Организатором торгов в пункте 3.5 технического задания установлены требования к шкафу управления, а именно температурный диапазон работы дисплея – 40..+55 °C. Также в техническом задании организатором торгов установлено, что ресурс по коммутационной стойкости при номинальном токе отключения, «ВО», не менее 75; собственное время вкл.,с, не более – 0,07; собственное время откл.,с, не более — 0,05. Наличие продукции в официальных отраслевых реестрах отечественной продукции, опубликованных на информационных ресурсах Минпромторга России.

По мнению заявителя, указанные параметры противоречат ГОСТ 15150-69 «Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» (далее – ГОСТ 15150-69) и СТО 34.01-3.2-004-2016 (далее – СТО). Кроме того, согласно руководству по эксплуатации на реклоузер TER_Rec15_AL1_L5, его ресурс по коммутационной стойкости при номинальном токе отключения составляет 50 операций «ВО».

Также заявитель указывает на то, что характеристики товара, установленные организатором торгов, имеют иные показатели, которые не установлены ни ГОСТ ни СТО, а именно: масса, не более коммутационного модуля – 80 кг, шкафа управления – 50 кг. Шкаф управления: настройка и управления с использованием сервисного ПО через: местное проводное соединение, местный беспроводной канал связи Bluetooth, удаленный беспроводной канал связи GPRS. 

Позиция антимонопольного органа

Комиссия Марийского УФАС России обращает внимание заявителя, что СТО не является техническим регламентом в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документом, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в соответствии с которым организатор торгов должен устанавливать технические характеристики к товару в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России проанализировала спорные характеристики на соответствия предлагаемого заявителем ГОСТ 15150-69.

Относительно температурного диапазона работы дисплея шкафа управления Комиссия Марийского УФАС России установила, что в ГОСТ 15150-69 значения температуры окружающего воздуха приведены в табл. 3 (пункт 3.2.). Для категории изделия УХЛ 1 (в нашем рассматриваемом случае) температура воздуха должна быть: рабочая верхняя +40, рабочая нижняя -60; предельное рабочая верхняя +45, предельное рабочее нижние -70. При этом, Заявитель не учел, что для поверхностей, подвергаемых нагреву солнцем, верхнее, среднее и предельное рабочие значения температуры должны приниматься выше, чем указано в табл. 3 для изделий категории 1, на следующие величины: для поверхностей, имеющих белый или серебристо-белый цвет, - на 15 °С. Остальные спорные характеристики на оборудования отсутствуют в указанном ГОСТе, поскольку ГОСТ 15150-69 предъявляет требования в части упаковки, маркировки, транспортирования, условиям и срокам хранения к машинам, приборам и техническим изделиям, а не реклоузерам 6-10 кВ.

В материалах дела имеется письмо производителя ЗАО «ГК Таврида Электрик», в котором указано, что реклоузер производства ГК «Таврида Электрик» TER_Rec15_AL1_L5 фактически превышает параметр по коммутационной стойкости циклов В/О и составляет не менее 75 циклов В/О. Это обуславливается применением в составе реклоузера вакуумного выключателя ISM15_LD8. Технические характеристики вакуумного выключателя подтверждены протоколами испытаний и необходимыми сертификатами.

Из письменных пояснений организатора торгов следует, что требования, установленные заказчиком в техническом задании (пункты 3.1, 3.5) также установлены с учетом характеристик оборудования, разработанных проектной документацией. Указанные требования согласуются с техническим паспортом на электротехническое оборудование, применяемое в соответствии с принятыми проектной организацией проектными решениями. Указанные в техническом задании характеристики к продукции не противоречат требованиям ГОСТ, поскольку в настоящее время не существует ГОСТов, предъявляющих требования к реклоузерам 6-10 кВ.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части, поскольку из приведенных норм Закона о закупках следует, что заказчик вправе включить в документацию закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.

Комментарий эксперта В.Р. Байрашева: действительно, СТО по умолчанию не является документом национальной системы стандартизации (до тех пор пока он не зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов), и потому требование о соблюдении заказчиком собственного СТО не будет являться обязательным с точки зрения Закона № 223-ФЗ.

Также необходимо понимать, что сфера законодательства о стандартизации распространяется не только на ГОСТЫ и СТО/ТУ, используемые при описании предмета закупки, но при применении общероссийских классификаторов. Последние связаны не только с ОКПД2, но и с единицами измерения, понимание которых имеет значение как для регламентированных закупок, так и в быту. 

Например,

148169780915268338.jpg

Всех с пятницей!


***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок  в телеграм-каналевконтактедзен и ютуб-канале
Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

aromird@yandex.ru