О новых ГОСТ и стандартах организации для оценки опыта и деловой репутации

Уважаемые коллеги!

На страницах портала неоднократно обсуждались различные возможности применения законодательства о стандартизации в закупочной деятельности. Продолжая тематику стандартизации, рассмотрим вопрос, как можно осуществить оценку деловой репутации с помощью применения документов национальной системы стандартизации.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что заказчики, руководствующиеся Законом № 44-ФЗ (например, при закупках обязательного аудита), должны учитывать существующие ограничения п. 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604), которым предусмотрена  оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Во исполнение указанных требований был разработан ГОСТ Р 66.0.01-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1795-ст).

При этом в абз. 3 п. 1 ГОСТ Р 66.0.01-2017 указано, что "настоящий стандарт не может быть применен для расчета индекса деловой репутации и не может быть указан в сертификате соответствия и приложении к нему в качестве документа, на соответствие которому осуществляют оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности", что потенциально сильно ограничивает возможности применения ГОСТ Р 66.0.01-2017 для оценки деловой репутации в случае отсутствия специального национального стандарта для соответствующей сферы деятельности (например такого как ГОСТ Р 66.9.04-2017 Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций). 

Параллельно с этим прямо перед новогодними праздниками был утвержден другой национальный стандарт ГОСТ Р 71198-2023 Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.12.2023 г. № 1765-ст). При этом по мнению заместителя руководителя ФАС России Петра Иванова, только ГОСТ Р 71198-2023 можно применять в рамках исполнения вышеупомянутого Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.

Но оставим рассмотрение возможного противоречия двух ГОСТ в контексте применения Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 для отдельных публикаций, и обратим внимание на понятие документов национальной системы стандартизации в ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации":

документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее - документы национальной системы стандартизации), - национальный стандарт Российской Федерации (далее - национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее - основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее - предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники, технические спецификации (отчеты) и стандарты организаций, в том числе технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

Обращаясь к Федеральному информационному фонду стандартов, можно обнаружить, что по состоянию на 11.07.2024 в Федеральном информационном Фонде стандартов было зарегистрировано целых 7 стандартов организации, относящихся к оценке опыта и деловой репутации:
 № п.п.  Обозначение  Наименование
   1. СТО 46478646-006-2023  Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пищевые продукты и напитки
2.  СТО 46478646-005-2023 Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги 
3. СТО 46478646-004-2023  Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих работы по текущему ремонту зданий и сооружений 
4. СТО 46478646-007-2023  Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования, обслуживанию государственных, муниципальных информационных систем, официальных сайтов государственных, муниципальных органов, учреждений 
5. СТО 46478646-002-2022 Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих складирование, хранение и оптовую торговлю пищевыми продуктами 
6. СТО 46478646-001-2022 Оценка опыта и деловой репутации лиц, предоставляющих услуги питания 
7.

СТО 46478646-003-2022

Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления


Таким образом, заказчики по Закону № 223-ФЗ имеют как минимум 3 способа оценки деловой репутации участников закупки: 1) собственная методика; 2) оценка в соответствии с одним из вышеупомянутых ГОСТ; 3) оценка на основании СТО. 

Что примечательно, указанные СТО, разработанные Обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА "КРИТЕРИЙ", позволяют оценивать не только деловую репутацию участников закупки, но и опыт участников закупки (а правоприменительная практика знает множество случае оспаривания порядка оценки заявок участников закупки). Причем СТО, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов, наравне с ГОСТ являются документами национальной системы стандартизации, что повышает правовой статус этих документов в случае оспаривания установленного заказчиком порядка оценки заявок.

Так может пришло время крупным корпоративным заказчикам, имеющим структурные подразделения по направлению стандартизации, переключиться на разработку собственных стандартов организации, регламентирующих оценку заявок участников закупки?

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок  в телеграм-каналевконтактедзен и ютуб-канале.

Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

aromird@yandex.ru