Бег с отрубленной головой: можно ли применять Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 в случае признания положения о закупке неразмещенным?

В одном из предыдущих материалов автором была высказана мысль о том, что заказчики по Закону № 223-ФЗ, не проводившие закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее − субъекты МСП) и перешедшие по этой причине на нормы Закона № 44-ФЗ, не обязаны соблюдать Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Оказалось, что представленные аргументы о неприменении такими заказчиками Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 на основании ч. 7 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, послужили поводом для написания заинтересованными лицами соответствующего обращения в Минфин России.

В ответном письме от 24.02.2025 № 24-01-09/17416 Минфин России не согласился с вышеуказанными доводами по следующим причинам:

  • в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчики, не проводившие закупки у субъектов МСП, применяют исключительно отдельные положения Закона № 44-ФЗ, соответственно, в остальной части продолжают руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ;
  • поскольку на основании ч. 7 ст. 15 Закона № 44-ФЗ на заказчиков, не проводивших закупки у субъектов МСП, ст. 14 Закона № 44-ФЗ не распространяется, то в течение периода признания положения о закупке неразмещенным такие заказчики применяют положения ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875, касающиеся соответствующих заказчиков по Закону № 223-ФЗ.

И хотя письма Минфина России, как и письма ФАС России, не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок, возможное влияние этого письма на правоприменительную практику, а также многочисленные просьбы читателей побудили автора подробнее прокомментировать свою точку зрения относительно неприменения Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 заказчиками, чьи положения о закупке признаны неразмещенными в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Итак, во-первых, проведение заказчиком закупок по правилам Закона № 44-ФЗ исключает применение Закона № 223-ФЗ на основании п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ. Согласно указанной норме Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В свою очередь, под осуществлением закупок Закон № 44-ФЗ понимает «совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта». И так как весь процесс проведения закупок от размещения извещения в ЕИС до заключения контракта регламентируется Законом № 44-ФЗ, а ст. 14 Закона № 44-ФЗ рассматриваемыми заказчиками не применяется, то для применения ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 просто не остается места.

Во-вторых, наличие размещенного положения о закупке является необходимым условием для применения Закона № 223-ФЗ, поскольку ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ предусматривает обязанность заказчика руководствоваться положением о закупке, определяющим в том числе порядок подготовки и осуществления закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, без размещенного в ЕИС положения о закупке, регламентирующего правила проведения закупок, заказчик не сможет применять ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 ввиду отсутствия конкретных механизмов их применения.

В частности, ни ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 не определяют порядок применения запретов, ограничений на поставку иностранных товаров: непосредственно ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ установлен только запрет на заключение договора при определенных условиях, а правовые последствия отказа от заключения договора по указанному основанию Законом № 223-ФЗ не определены. В отношении минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 не предусматривают даже примерных подходов к ее достижению, оставляя этот вопрос на откуп положению о закупке[1], которое в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ признается неразмещенным в ЕИС.

В-третьих, если заказчик, чье положение о закупке признано неразмещенным в ЕИС в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, последует логике письма Минфина России от 24.02.2025 № 24-01-09/17416 и начнет применять Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 в соответствии со ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ, то в определенный момент столкнется с закономерным вопросом: как и на каком основании применять ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ при проведении закупочных процедур по правилам Закона № 44-ФЗ? Отклонение заявок допускается исключительно по основаниям ст. 14 Закона № 44-ФЗ, которая в соответствии с письмом Минфина России от 24.02.2025 № 24-01-09/17416 не подлежит применению, отказ от заключения договора по основаниям, установленным ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ, Законом № 44-ФЗ также не предусмотрен.

В этой связи следует отметить, что все возможные случаи одновременного применения заказчиком норм Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ уже определены законодателем, и какая бы то ни было самодеятельность заказчиков в этом вопросе с учетом возможного их привлечения к административной ответственности представляется неуместной. К таким случаям можно отнести, например, ч. 16 ст. 8 Закона № 223-ФЗ, которая до 30.06.2024 предусматривала применение некоторыми государственными унитарными предприятиями субъектов РФ отдельных норм Закона № 44-ФЗ при проведении закупок по правилам Закона № 223-ФЗ.

В-четвертых, правовое положение заказчиков, применяющих Закон № 44-ФЗ на основании ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в действительности мало чем отличается от правового положения заказчиков, не разместивших положение о закупке в ЕИС в установленный Законом № 223-ФЗ срок (ч. 5.1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). И в том, и в другом случае заказчик должен применять одни и те же нормы Закона № 44-ФЗ при проведении закупок. Однако автору сложно представить ситуацию, когда у заказчика, никогда ранее не имевшего размещенное в ЕИС положение о закупке, возникала бы обязанность применять ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ.

Данное замечание позволяет прийти к закономерному выводу о том, что нормы Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 не могут применяться на основании ч. 7 ст. 15 Закона № 44-ФЗ заказчиками, чьи положения о закупке не размещены в ЕИС или признаны неразмещенными в ЕИС по любому из оснований, предусмотренному Законом № 223-ФЗ, а не только в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ[2].

При этом необходимо признать, что переход заказчика на нормы Закона № 44-ФЗ в связи с признанием положения о закупке неразмещенным в действительности не является очень частым явлением и потому не окажет заметного влияния на практику применения Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875.

Ссылки:

[1] Между прочим, в п. 7.4 письма Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697 отмечается, что «момент времени, в который участником закупки представляются информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара… определяется в соответствии с положением о закупке».

[2] В то же время далеко не всегда признание положение о закупке неразмещенным автоматически означает переход на нормы Закона № 44-ФЗ. См. подробнее Байрашев В.Р. Закупочные страшилки: как изменится жизнь заказчиков в связи с применением новой редакции Закона № 223-ФЗ: https://223-expert.ru/analytics/zakupochnye-strashilki-kak-izmenitsya-zhizn-zakazchikov-v-svyazi-s-primeneniem-novoy-redaktsii-zakon/

***

Интересно увидеть наши новые материалы?

Подпишись на наш телеграм-канал , вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ 

Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

aromird@yandex.ru