Уважаемые коллеги!
Натолкнулся на очень забавное дело о конфликте интересов в рамках Закона № 223-ФЗ, которое имеет далеко идущие правовые последствия для руководителей и членов закупочных комиссий заказчиков.
Речь идёт о постановлении 7-го кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 г. по делу № 8Г-24348/2024 [88-1465/2025; 88-24378/2024]
Суть этого дела:
Прокурор Пермского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края о признании незаконным приказа от 11 апреля 2023 года № 32-01-10-1 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к директору государственного автономного учреждения Пермского края Ч. (далее – ГАУ ПК, Учреждение); признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по его увольнению в связи с утратой доверия; признании факта наличия конфликта интересов у директора Учреждения Ч.. при заключении Учреждением договоров с ООО «Ф…»; признании незаконным приказа от 25 апреля 2023 года № 32-01-06-33 в части указания в качестве основания увольнения Ч. пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ – по инициативе работника; возложении обязанности в течение 7 дней после вступления решения суда в силу изменить формулировку основания увольнения ,Ч. в приказе от 25 апреля 2023 года № 32-01-06-33 и трудовой книжке, указав в качестве основания пункт 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации – в связи с утратой доверия.
Ч. являлся руководителем подведомственного автономного учреждения, который в силу положений части 7.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ обязан наряду с членами закупочной комиссии принимать меры принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе уведомлять работодателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В 2020-2022 годах ГАУ ПК заключило более 40 договоров на поставку товаров медицинского назначения на сумму свыше 662 млн. руб. с ООО «Ф…», в том числе, как с единственным поставщиком, участником и директором которого является <данные изъяты> С.В.
Согласно объяснениям Ч. с <данные изъяты> С.В. он знаком с 2020 года, поддерживает рабочие отношения, проводит с ним досуг (совместное празднование дней рождений и иных праздников).
Кроме того, в период с 04 по 05 мая 2022 года Ч., <данные изъяты> С.В. и их общий знакомый со своими супругами на железнодорожном транспорте посетили г. Псков, Псковскую область в туристических целях, где совместно проживали в гостинице «Двор Подзноева».
Таким образом, по мнению органа прокуратуры, Ч.., будучи директором ГАУ ПК, оказывал влияние на проведение закупок, заключение договоров на поставку товаров с организацией, участником и руководителем которой является <данные изъяты> С.В., с которым руководителя Учреждения Ч. связывают близкие отношения, имеющие доверительный характер.
При этом Ч. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в адрес работодателя за весь период работы в Учреждении в нарушение статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ не направлялось. 15 февраля 2023 года по результатам проверки Прокуратурой Пермского края министру по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края в связи с возникшим конфликтом интересов и непринятием мер по его урегулированию внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края факт близких отношений и совместного времяпрепровождения между руководителем подведомственного учреждения Ч. и представителем участника закупки - <данные изъяты> С.В. признало на основании объяснений самого руководителя автономного учреждения.
Однако, Министерство уволило Ч. по собственному желанию, а не в связи с утратой доверия в день получения указанных объяснений Ч. о совместном досуге и близких отношениях с представителем участника закупки - <данные изъяты> С.В..
Прокуратура Пермского края посчитало такое увольнение способом ухода от ответственности за коррупционное правонарушение и обратилось в Ленинский районный суд г. Перми с указанным выше иском.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 28 августа 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурора Пермского края в защиту интересов Российской Федерации отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 ноября 2024 года решение Ленинского районного суда г. Перми от 28 августа 2024 года отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2025 г. данное апелляционное определение оставлено в силе, а кассационные жалобы Ч. и Министерства по регулированию конфликтной системы без удовлетворения в связи со следующим.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, должность которого предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим. К субъектам, взаимодействие которых может привести к возникновению конфликта интересов, отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми так или иначе могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой может возникнуть конфликт интересов с этими лицами. При этом личная заинтересованность лица может быть обусловлена такими побуждениями как карьеризм, семейственность, а также оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по работе, поощрении подчиненного сотрудника, а также иное покровительство, совершенное из личной заинтересованности.
Судом апелляционной инстанции правильно установлено, что юридически значимым обстоятельством, в данном случае, является направление Ч. в адрес работодателя уведомления о возможности возникновения конфликта интересов, чего своевременно им сделано не было. При этом факт нарушения Ч.. законодательства о противодействии коррупции по результатам проведенной Министерством проверки по представлению прокурора Пермского края от 15 февраля 2023 года подтвердился. О наличии конфликта интересов свидетельствуют также иные материалы дела, в том числе и информация прокурора Пермского края от 26 апреля 2023 года, содержащая сведения на основании анализа заключенных Чепкасовым Р.Ю. договоров и контрактов.
Таким образом, из приведённого случая можно сделать следующие выводы:
1. Конфликтом интересов в сфере закупок может быть признаны не только родственные или имущественные связи между руководителем, членами закупочной комиссии и представителями участника закупки, НО ЛЮБЫЕ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ТАКМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР:
- например, дружба или любой совместный досуг (времяпрепровождение).
2. Если руководитель или член закупочной комиссии пьёт, курит или иным образом совместно отдыхает с представителем участником закупки, то ему необходимо уведомить о потенциальном конфликте интересов своего работодателя.
3. Руководителям заказчиков и членов закупочной комиссии необходимо соблюдать информационную гигиену и не размещать в социальных сетях фото- или видеосъёмку своего отпуска или досуга, так как их просматривают сотрудники органов прокуратуры и правоохранительных органов, которые могут их интерпретировать по своему.
Источник: постановление 7-го кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2025 г. по делу № 8Г-24348/2024 [88-1465/2025; 88-24378/2024]
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канала