О новом инструменте оценки финансово-хозяйственного состояния юридических лиц

В предыдущем материале мы рассматривали подходы к цифровизации финансово-хозяйственной деятельности, связанные с переводом договорных документов в электронные машиночитаемые форматы. 

При этом цифровизация вполне может затрагивать и другие аспекты деятельности заказчиков. Ведь наличие у органов власти большого объема различной отчетности от юридических лиц позволяет им создавать новые, интересные для широкого рынка информационные продукты.

Одним из так таких продуктов можно считать появление системы рейтингования финансово-хозяйственного состояния юридических лиц, созданной Приказом ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ "Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3". Данная методика разработана ФНС России для проведения оценки финансово-хозяйственного состояния юридического лица и иной информации, характеризующей его деятельность.

Такая оценка проводится в автоматизированном режиме в два этапа. Первый этап предполагает проверку юридического лица на соответствие таким критериям как:

  • непроведение процедуры ликвидации;
  • отсутствие судебных актов о введении в отношении юридического лица процедур наблюдения, внешнего управления, открытии конкурсного производства;
  • отсутствие решений ФНС России об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;
  • отсутствие сведений о включении юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • отсутствие фактов привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.

Ничего не напоминает? В действительности эти критерии очень похожи на ст. 31 Закона о контрактной системе, которая устанавливает требования к участникам закупки. Похожий набор обязательных требований к участникам закупки содержится и в положениях о закупке большинства заказчиков по Закону № 223-ФЗ. 

Так может пришло время отменить для членов комиссии по осуществлению закупок обязанность по проверке заявок на соответствие указанным требованиям, предоставив заказчикам доступ к результатам автоматизированных проверок?

11.jpg

По нашему мнению, если указанный сервис ФНС России будет дополнен данными некоторых других государственных информационных систем (например, реестры лицензий, саморегулируемых организаций), то необходимость в ручной проверке информации может быть сведена к минимуму. Тем самым положительной стороной цифровизации можно будет считать не только сокращение трудозатрат, но и снижение рисков привлечения членов комиссии по осуществлению закупок к административной ответственности за неправомерный допуск (или отказ в допуске) заявок участников закупки.

В то же время новый сервис не ограничивается только этими параметрами и еще на первом этапе оценки позволяет оценить соответствие юридического лица и другим критериям, например:

  • отсутствие в налоговых декларациях по НДС юридического лица за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по НДС, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС…сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком…, если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении/завышении суммы НДС, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по НДС (приводится в сокращенном виде – прим. авт.)
  • отсутствие по состоянию на начало месяца у юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах), превышающей 1% от величины активов предприятия, и не менее 3 000 рублей.

Обязательные требования об отсутствии у участников закупки задолженности по уплате налогов в бюджеты бюджетной системы РФ заказчики по Закону № 223-ФЗ также нередко устанавливают в документации о закупке, периодически сталкиваясь с несогласием с таким подходом со стороны антимонопольных органов. Использование данной методики при установлении требований к участникам закупки способно, по нашему мнению, снизить риск признания жалоб на подобные требования обоснованными, поскольку методика устанавливает также допустимые погрешности при отклонении показателя от нормы (участник закупки, имеющий минимальную задолженность по уплате налогов, будет также считаться соответствующим требованию, а к заказчику не будет претензий об обоснованности установленной допустимой погрешности).

Второй этап методики предполагает оценку участников закупки по различным показателям финансовой устойчивости, что может быть использовано в качестве одного из критериев оценки заявок. В рамках оценки второго этапа оценивается соответствие юридического лица ряду финансовых показателей, в частности (приводится в сокращенном виде – прим. авт.):

  • налоговая нагрузка, рассчитанная как соотношение суммы уплаченных с финансового результата налогов и выручки;
  • коэффициент текущей ликвидности (отношение суммы оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов);
  • коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам (отношение активов к долгосрочным и краткосрочным обязательствам);
  • коэффициент автономии (финансовой независимости) (отношение собственных средств к величине совокупных активов).12.jpg

По каждому финансовому показателю в методике предусмотрены референсные значения, соответствие которым свидетельствует об удовлетворительном состоянии юридического лица с точки зрения рассматриваемого показателя. Например, удовлетворительным значением коэффициента текущей ликвидности признается значение от 1 и более. 

Разумеется, скептически настроенные читатели скажу, что все эти данные можно рассчитать самостоятельно на основании показателей финансовой отчетности участника закупки. Однако ценность цифровизации в данном случае и состоит в том, чтобы упростить и автоматизировать этот процесс, сделав оценку компаний по финансовым показателям доступной для лиц, не обладающих специальными познаниями в области финансов.

Также второй этап методики предполагает оценку юридических лиц и по другим параметрам, например:

  • среднемесячная заработная плата на одного работника за календарный год в сравнении со средней заработной платой для соответствующей отрасли;
  • численность работников и наличие факта сокращения численности работников в течение последнего отчетного периода (календарного года);
  • отсутствие фактов снижения стоимости основных средств и внеоборотных активов.

Эти показатели при более внимательном анализе могут свидетельствовать о появлении негативных тенденций в финансово-хозяйственном состоянии юридического лица, таких как сокращение персонала и снижение деловой активности.

Результаты оценки предоставляются в форме выписки, что позволяет сравнить между собой показатели различных участников закупки, используя данную информацию при рассмотрении и оценке заявок в закупках по Закону № 223-ФЗ.


13.jpg

Выписка защищена от подделок кодом верификации данных, поэтому «приукрасить» свое финансово-хозяйственное состояние недобросовестным участникам закупки будет проблематично. А заказчик всегда сможет проверить подлинность представленной выписки одним из способов:

- по QR-коду;

- через сайт ФНС России по ссылке https://service.nalog.ru/scoring/ по ИНН Лица и по коду верификации данных.


14.jpg

Открытости процессу оценки финансово-хозяйственного состояния добавляет и возможность юридических лиц, не согласных с выставленными оценками, обратиться в ФНС России с запросом о корректировке сведений, содержащихся в выписке. В случае если налоговый орган подтвердит обоснованность внесения соответствующих корректировок, выписка будет скорректирована, а ранее выданная выписка автоматически аннулирована.

Подводя итог, мы позитивно оцениваем данные нововведения ФНС России. В случае добавления в методику оценки дополнительных параметров такая автоматизированная оценка способна минимизировать трудозатраты комиссий по осуществлению закупок заказчиков по рассмотрению и оценке заявок.

Стоит сказать, что отдельные заказчики уже успели оценить удобство нового сервиса налогового органа и даже начали сотрудничество с целью использования данного сервиса на постоянной основе при оценке заявок участников закупки.

15.jpg

Представляется целесообразным предоставить подобные возможности и другим заказчикам на постоянной основе с использованием единой информационной системы в сфере закупок или электронных площадок. 

А как вам инициативы ФНС России по цифровизации финансово-хозяйственной деятельности? 

Приглашаем их обсудить на наш telegram-канал. А на нашем дзен-канале вы всегда сможете найти архив ранее вышедших материалов по закупкам в рамках Закона № 223-ФЗ.


Авторы материала:

Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок

Редакция портала 223-expert.ru

тел. + 7(4012) 37-33-77, +7 (911) 46-09-401

info@223-expert.ru