Уважаемые коллеги!
Во многих Положениях о закупках по аналогии, как в Законе № 44-ФЗ о контрактной системе установлено требование к участникам закупки об отсутствии у них недоимки по налогам , сборам, иным обязательным платежам в бюджет.
Так, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе установление требование об отсутствии у участника закупки по налоговым долгам за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Как правило, подобное требование устанавливается также и положениях о закупках заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ.
При этом автор сталкивается с тем, что многие специалисты по закупкам ошибочно полагают, что сведения о налоговых долгах участника закупки до сих пор отнесены к налоговой тайне и поэтому якобы не подлежат проверке ни заказчиками, ни закупочных комиссий.
В связи с этим обращаю внимание заказчиков, уполномоченных органов (учреждений) и членов закупочных комиссий на следующие изменения в законодательстве РФ и в работе официального сайта ФНС России.
Указанные сведения размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России (за исключением государственной тайны). Поскольку информация публикуется в открытом доступе, то заказчикам нет необходимости направлять запросы в налоговые органы для получения сведений о налоговых долгах участников закупок.
При этом с 25 декабря 2023 года сведения о налоговых долгах участников закупки размещаются на сайте ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@ (ред. от 28.08.2023) ежеквартально – 25-го числа третьего месяца каждого квартала календарного года.
В последний раз сведения о налоговых долгах размещены на сайте ФНС России 25.12.2023 г., а следующее размещение будет осуществлено налоговыми органами 25.03.2024 г.
Также с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», на ФНС России возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – БФО).
Указанный ресурс (БФО) представляет собой совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических (хозяйствующих) субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту, за исключением бухгалтерской (финансовой) отчётности следующих организаций:
- организаций бюджетной сферы;
- Центрального банка Российской Федерации;
- религиозных организаций;
- организаций, представляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
- организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организаций в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Поэтому после 01 апреля 2024 года заказчики и члены закупочных комиссий могут проверить соответствие участника закупки требованию об отсутствии налоговых долгов, соблюдая следующий алгоритм:
ШАГ 1. Проверяем открытые данные о наличии долгов у участника закупки по открытым данным с сайта ФНС России по адресу: https://www.nalog.gov.ru/opendata/7707329152-debtam/
ШАГ 2. Проверяем балансовую стоимость активов участника за прошедший календарный год с помощью ресурса БФО по адресу: https://bo.nalog.ru/
ШАГ 3. В случае установления наличия налоговой задолженности, которая превышает 25 % балансовой стоимости активов участника закупки за последний отчётный период, не отклоняем участника закупки, так как неизвестно обжалует ли участник закупки данную задолженность или не реструктурирована ли она в установленном законом порядке.
В то же время у заказчика и у членов закупочной комиссии имеются обоснованные основания считать, что участник закупки совершил действия, запрещённые статьёй 14.8 Закона № 135-ФЗ, которая запрещает любые иные формы недобросовестной конкуренции:
- участник закупки задекларировал в заявке, что у него отсутствуют долги по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, что противоречит открытым данным ФНС России.
Соответственно, у заказчика и у комиссии имеются объективные основания считать, что участником закупки путём предоставления недостоверных сведений в составе заявке был совершён акт недобросовестной конкуренции по отношению к другим участникам закупки.
Поэтому заказчик вправе направить в антимонопольный орган заявление о нарушение антимонопольного законодательства таким участником закупки в порядке, предусмотренном статьёй 44 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции.
Последний обязан провести проверку по этим фактам, в том числе запросить у налоговых органов сведения об обжаловании решений налоговых органов о взыскании налоговых долгов или их реструктуризации налоговыми органами.
В случае подтверждения факта предоставления недостоверной информации в составе заявки, которое позволило участнику победить при проведении закупки, антимонопольным органом будет выдано участнику предупреждение или предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
ШАГ 4. Выданное предупреждение или предписание антимонопольным органом будет являться основанием для заказчика в рамках Закона № 44-ФЗ расторгнуть контракт с таким участником в одностороннем порядке в соответствии (см. пп. б) п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Что касается заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ, то здесь всё зависит от содержания Положения о закупке конкретного заказчика, но обычно во всех положениях о закупках по аналогии с нормами Закона № 44-ФЗ такой акт недобросовестной конкуренции также рассматривается как самостоятельное основание для расторжения договора заказчиком.