Уважаемые коллеги!
Читая в очередной раз постановление Правительства РФ от 23.12.2024 г. № 1875 (далее – Постановление № 1875, ПП РФ 1875) и сопоставляя его с другими закона и нормативными правовыми актами, обнаружил интересную особенность действующего законодательства, которая может существенно облегчить закупочную деятельность заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ.
Согласно тексту пояснительной записки к проекту данного Постановления № 1875, размещённого на сайте Минфина России, его принятие направлено на достижение в том числе следующих целей (цит. дословно):
- преамбула пояснительной записки:
«Проект постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по применению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – проект постановления) разработан:
в целях исполнения поручений, касающихся приоритетного использования российской промышленной продукции при реализации национальных проектов, содержащихся в перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 11 ноября 2019 г. от 4 декабря 2019 г. № Пр-2472»;
- пункт 7 пояснительной записки:
«Реализация проекта постановления направлена:
… на достижение целей Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и мероприятий федеральных проектов, предусмотренных паспортом указанной государственной программы».
Таким образом, из текста пояснительной записки к проекту Постановления № 1875 следует, что оно направлено, в том числе на стимулирование спроса на российскую промышленную продукцию путём установления требований о её приобретении в приоритетном порядке при проведении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.
В частности, именно для этих целей при осуществлении закупок российской промышленной продукции - позиции 1-145 в приложении 1 и позиции 1-433 в приложении 2 к ПП РФ № 1875 определены требования о приоритетном приобретении такой продукции, включенной в реестр российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее – Закон № 488-ФЗ) через установление запретов и ограничений на закупку аналогичной иностранной промышленной продукции в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.
Обращаю внимание читателей на то, что в тексте Постановления № 1875 имеются прямые отсылки на Закон № 488-ФЗ при осуществлении закупок российской промышленной продукции.
В настоящее время Закон № 448-ФЗ не конкретизирует о каком именно законодательстве идёт речь. Отдельное постановление Правительства РФ о порядке приобретения российской промышленной продукции отсутствуют.
В связи с этим отсутствуют какие-либо основания считать, что такие требования о приобретении российской промышленной продукции в приоритетном порядке не могут реализоваться путём установления запретов и ограничений на приобретение иностранной промышленной продукции в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, исходя из буквального толкования ПП РФ № 1875 в его взаимосвязи с частью 2 статьи 18 Закона № 488-ФЗ запреты и ограничения на закупку иностранной промышленной продукции - позиции 1-145 в приложении 1 и позиции 1-433 в приложении 2 к ПП РФ № 1875, установленные с целью приоритетного приобретения российской промышленной продукции, применяются только в рамках финансирования за счет средств бюджетов и не применяются при закупках за счёт собственных (внебюджетных) средств заказчиков.
До внесения соответствующих изменений в Закон № 448-ФЗ о промышленной политике в части корректировки нормы части 2 статьи 18 данного закона данное обстоятельство может быть весьма полезным заказчикам при осуществлении закупок такой промышленной продукции за счёт собственных средств.
Также обращаю внимание на то, что часть 2 статьи 18 Закона № 488-ФЗ полезна заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ, оставшимся на механизме квотирования (заказчикам, которые применяют приложение № 3 к ПП РФ № 1875).
Как было выявлено в ходе экспертной оценки (В.Р. Байрашев), в соответствии с формулировкой подпункта б) пункта 1 части 2 статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ ограничение закупок товаров, происходящих из иностранных государств, включает в себя том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения. Соответственно, по мнению автора, заказчики в рамках Закона № 223-ФЗ не обязаны соблюдать и данную долю закупок при осуществлении закупок за счёт собственных средств.
P.S.: Автор хорошо понимает, что высказанная в материале идея звучит очень невероятно, но просит читателей обратить внимание на то, что ответственные за разработку проекта Постановления № 1875 сотрудники Минфина России, могли просто не знать о существовании этой нормы части 2 статьи 18 Закона № 488-ФЗ. Поэтому и получился такой конфуз.
Очевидно, что данная идея будет очень рьяно отрицаться ответственными за реформу сотрудниками Минфина России, так как возникает вопрос о соответствии их занимаемым должностям (умудриться, по мнению автора, провести реформу, которая не распространяется на большинство закупок, на которые она направлена – это надо суметь постараться). Однако, указанная информация может быть полезна при рассмотрении административных и судебных дел, связанных с применением ПП РФ № 1875, для отстаивания прав и законных интересов заказчиков.
Всё вышесказанное является частным мнением автора – В.В. Дон по вопросам применения ПП РФ № 1875 и не направлено на дискредитацию каких-либо органов государственной власти, их должностных лиц, в том числе Минфина России.
Автор материала*:
директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок
*@ Все права на материал принадлежат автору. Допускается (без дополнительного согласования) распространение и размещение на сайтах и в соцсетях активной гиперссылки на материал с использованием не более чем 10% текста оригинала. Исключения, которым автор разрешает полностью использовать материал: тг-канал Дмитрия Исютина-Федоткова "Корпоративные закупки" и электронный журнал "ПРОГОСЗАКАЗ.РФ" (гл. редактор Гурин О.Ю.).
***
Интересно увидеть наши новые материалы
Подпишись на наш телеграм-канал , вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ