«ИХ ВСЕГДА ДВОЕ»: о неконкурентных закупках среди субъектов МСП в рамках Закона № 223-ФЗ

В последний день размещения годового отчёта о закупках среди субъектов МСП за 2023 года в интернете активно обсуждается письмо ФАС России от 26 января 2024 г. № 28/5643/24, которое в ответ на обращение главного юрисконсульта ООО «Энергосервис» Исютина-Федоткова Дмитрия Владимировича сообщила, что считает, что неконкурентные закупки среди субъектов МСП проводятся только в электронной форме на электронной площадке, функционирующей на электронной площадке в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

С текстом ответа Дмитрию Владимировичу, подписанного начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России О.В. Горбачёвой  можно ознакомиться по ссылке.

Казалось бы, что здесь такого? Ну ответили гр. Исютину-Федоткову Д.В. на его обращение  в ФАС России, но любой государственный орган обязан отвечать на обращения граждан.

Однако, проблема заключается в том, что Исютин-Федотков Д.В. разместил указанный ответ на свое обращение в своём публичном телеграмм-канале. И дальше началось то, что, к сожалению, характеризует крайне неудовлетворительный уровень аналитики со стороны нашего экспертного сообщества:

- начался хайп на тему данного письма: дескать, ФАС России в своих разъяснениях запретила осуществление всех неконкурентных закупок среди субъектов МСП, кроме как в «электронных магазинах», проводимых на федеральных электронных площадках в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Однако, погодите!

Действующее законодательство РФ, в том числе Положение о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, не наделяют ФАС России полномочиями на разъяснение положений Закона № 223-ФЗ о закупках. Да, ФАС России может давать официальные разъяснения антимонопольного законодательства (Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции), но не Закона № 223-ФЗ о закупках, который в состав такого законодательства не входит. Даже Минфин России, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в этой сфере не уполномочен давать официальные разъяснения о порядке применения Закона № 223-ФЗ, а уж ФАС России, тем более.

Соответственно, эксперты, утверждающие, что ФАС России в лице начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольги Викторовны Горбачёвой  что-то официально  разъяснила в рамках Закона № 223-ФЗ, фактически обвиняют должностное лицо, подписавшее это письмо в нарушении действующего законодательства, то есть в дисциплинарном проступке госслужащего (пояснение: возможно, сама Ольга Викторовна не в курсе того, как наши эксперты вольно интерпретируют ее ответ гражданину).

Однако, если ознакомится с ответом от 26 января 2024 г. № 28/5643/24 в адрес гр. Исютина-Федоткова Д.В.  за подписью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольги Викторовны Горбачёвой  то видно, что ни о каком нарушении закона со стороны ФАС вообще речи не идёт. Это не разъяснение, а просто ответ на обращение гражданина в установленном законом порядке.

Таким образом, информация о том, что ФАС России, как государственный орган в нарушение требований действующего законодательства, якобы предоставил официальные разъяснения применения Закона № 223-ФЗ является недостоверной.

При этом если внимательно прочитать указанный ответ ФАС России от 26 января 2024 г. № 28/5643/24 гр. Исютину-Федоткову Д.В., то в нём и речи не идёт о том, что приписывается ФАС нашими экспертами, которые не читают внимательно документы.

Во-первых, в ответе цитируется пункт 4 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Постановление № 1352).

Согласно указанной норме закупки среди субъектов МСП с целью достижения годового объёма закупок у них могут осуществлять ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ ЗАКУПОК, предусмотренными  в Положении о закупке. При этом нигде в законодательстве не указано, что это только конкурентные закупки.

В связи с этим данный ответ в этой части о том, что закупки у субъектов МСП могут осуществляться любыми способами закупок (как конкурентными, так и неконкурентными) является прямым цитированием нормы действующего законодательства.

Во-вторых,  в цитируемом ответе указано, что неконкурентные закупки, предусмотренные п. 20.1 Положения об особенностях   участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг, утв. Постановлением № 1352, осуществляются на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Ответ в этой части также полностью соответствует (дублирует) положения Постановления № 1352.

При этом вопреки утверждениям ряда экспертов должностное лицо ФАС нигде в ответе не утверждает, что проведение иных неконкурентных способов закупки среди субъектов МСП, если они предусмотрены Положением о закупке, должно осуществляться  на федеральных электронных площадках.

Этого в цитируемом ответе просто нет. См. первоисточник по ссылке.

Поэтому сайты и эксперты, которые распространяют подобную недостоверную информацию в отношении ФАС России и её должностных лиц, либо сознательно лгут, создавая хайп из ничего, либо вообще не читали данный ответ ФАС России в первоисточнике.

Кроме того, обращаю внимание читателей на то, что по данному вопросу о проведении закупок среди субъектов МСП неоднократно высказывались представители «регулятора» - Минфина России, которые давали идентичные ответы по содержанию, основываясь на указанных нормах Постановления № 1352.

Так, например, согласно письму Минфина России от 7 июня 2023 г. № 24-07-08/52488 “О рассмотрении обращения”:

«…принимая во внимание положения части 2 статьи 3 и статьи 34 Закона N 223-ФЗ, пункта 201 Положения, заказчики могут достигать указанный годовой объем закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, путем проведения:

1) конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, особенности осуществления которой установлены статьей 34 Закона N 223-ФЗ;

2) неконкурентной закупки, проводимой в соответствии с пунктом 20.1 Положения с применением механизма "электронного магазина", если условиями такой закупки предусматривается участие в ней только субъектов МСП;

3) неконкурентной закупки, предусматривающей участие нескольких участников закупки, но только из числа субъектов МСП».

Таким образом, должностные лица Минфина России в указанном ответе на обращение также как и должностное лицо ФАС России в цитируемом ответе, основываясь на нормах действующего законодательства, считают (пояснение: по мнению автора, абсолютно обоснованно), что доля закупок среди субъектов МСП может быть достигнута путём применения как конкурентных, так и неконкурентных способов закупок, предусмотренных Положением о закупке заказчика.

Однако, следует отметить, что и письмо Минфина России от 7 июня 2023 г. № 24-07-08/52488 “О рассмотрении обращения” было также  целенаправленно подвергнуто информационному «хайпу» - искажению со стороны ряда экспертов, которым  не понравилась (смутила) фраза о то, что такие неконкурентные закупки среди субъектов МСП должны предусматривать участие  нескольких участников закупки.

Данные специалисты, видимо, в отличие от сотрудников Минфина и ФАС России просто не до конца прочитали текст Закона № 223-ФЗ о закупках.

Если уважаемые читатели откроют часть 15 статьи 8 Закона № 223-ФЗ о закупках, то увидят, что в закупках среди субъектов МСП может принимать участие не только субъект МСП, но и так называемый – «самозанятый гражданин»:

15. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Поэтому в закупках среди субъектов МСП, осуществляемых неконкурентными способами, всегда может быть несколько участников:

- как собственно субъект МСП, так и субъект, не являющий МСП – самозанятый. А двое - это уже несколько, а не один.

В связи ничто не мешает заказчикам выполнять свою обязанность по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, участниками которых могут являться только субъекты МСП (закупки «по перечням МСП»), любыми (как конкурентными, так и неконкурентными) способами закупок, предусмотренных их положениями о закупках.

И обвинять ФАС России или Минфин России в том, что указанные письма якобы мешают  это делать – значить распространять сознательную дезинформацию либо показывать свой непрофессионализм.

P.S.: в отличие от многих экспертов автор не является любителем писем ФАС России и Минфина России и неоднократно критиковал и будет продолжать критиковать изложенную в них позицию по ряду вопросов, но в данном конкретном случае цитируемые письма госорганов основаны на действующем законодательстве и никак мешают заказчикам выполнять требования закона.

***

Хотите получать качественную аналитику в сфере применения Закона № 223-ФЗ, а не просто бездумное цитирование писем госорганов без анализа их действительного содержания ?

Подпишитесь на наш телеграм-каналвконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

[email protected]