Очень важное с точки зрения дальнейшей правоприменительной практики в рамках Закона № 223-ФЗ дело передано на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ (дело № А76-51526/2020, заседание по делу назначено на 02.03.2022 г.).
Как известно наш горячо любимый «регулятор» себе в заслугу ставит «оптимизацию» сокращение сроков проведения конкурентных закупок везде где-то только можно – как в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, так и в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.
При этом установленные «регулятором» сроки проведения процедур и предоставления на них разъяснений зачастую выглядят абсурдными с точки зрения логики и здравого смысла, так как явно ущемляют права и законные интересы участников закупки.
Например, как известно, для проведения запроса котировок в электронной форме установлен срок на приём заявок участников в 5 рабочих дней, а для запросов котировок в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства ещё меньше – 4 рабочих дня.
При этом законодателем установлен срок на предоставление разъяснений положений извещения о запросе котировок в 3 три рабочих дня со дня поступления запроса участника, если указанный запрос поступил не позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.
Поэтому у участника закупки есть фактически 2 рабочих дня на ознакомление с положениями запроса котировок, а при проведении запроса котировок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства только 1 рабочий день.
Также у заказчика имеется законная возможность вообще не предоставлять ответ на запрос о разъяснении положений участника, например, через внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок, если до окончания срока подачи заявок остаётся не менее, чем половины минимального срока на приём заявок, установленного законом (пояснение: 3 рабочих дня при проведении обычного запроса котировок и 2 рабочих дня при проведении запроса котировок с участием МСП).
Аналогичная описанной ситуация имеет место быть при проведении запросов предложений, а также при проведении конкурсов и аукционов в электронной форме среди субъектов МСП в рамках Закона № 223-ФЗ c начальной (максимальной) ценой договора до 30 миллионов рублей, а после 01.01.2022 г. – и по большинству конкурентных закупок в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
Абсурдность сложившейся ситуации очевидная для всех участников процесса закупок – как для заказчиков, так и для участников, но, видимо, не для ответственных сотрудников «регулятора», которые, вероятно, не имеют каких-либо других идей по реформированию закупок, кроме «обрезания сроков по самое не могу».
Поэтому не удивительно, что рано или поздно спор между заказчиками и участниками по этому вопросу возник бы и он возник в Челябинской области.
Заказчиком – ФГУП проводился запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку широкоформатного многофункционального устройства.
В соответствии с извещением о закупке:
- дата начала предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации – 28.10.2020;
- дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений закупочной документации на запрос, поступивший организатору закупки не позднее 06.00 (время московское) 30.10.2020* – не позднее 06.00 (время московское) 05.11.2020;
*Пояснение: 04 ноября 2020 года был нерабочим праздничным днём, соответственно, 3мя рабочими днями до окончания срока подачи заявок были 30 октября 2020 года, 01 ноября 2020 года, 02 ноября 2020 года. Поэтому заказчик и поставил дату и время окончания срока поступления запросов – не позднее 06.00 (время московское) 30.10.2020 г. То есть чисто формально всё в порядке.
- дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 28.10.2020;
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 06.00 (время московское) 05.11.2020;
- дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки – 25.11.2020.
Участник направил запрос о разъяснении положений извещения 01.11.2020 г., то есть по истечении срока, установленного в извещении о закупке (30.10.2020).
После неполучения на свой запрос о разъяснении положений извещения написал жалобу в Челябинское УФАС действия заказчика при проведении указанной закупки, выразившиеся в нарушении Положения о закупке ввиду незаконного сокращения срока подачи заявок на участие в закупке и сокращения срока приема запроса о разъяснениях.
Антимонопольный орган, а впоследствии и суды 3-х инстанций поддержали доводы жалобы, сославшись на следующее.
Действительно, запрос участника поступил заказчику 01.11.2020 г. (по истечении срока, установленного в извещении о закупке - 30.10.2020 г.).
Однако, учитывая, что на изучение закупочной документации и направление запроса о ее разъяснении предоставлено всего 2 полных рабочих дня (извещение о закупке размещено в Единой информационной системе 28.10.2020 в 15 часов 21 минут, а датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке является 05.11.2020 в 06 часов 00 мин), антимонопольный орган и суды пришли к выводу о нарушении заказчиком принципа добросовестности, установленному частью 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ.
Заказчик, который действовал в полном соответствии с императивной нормой, предусмотренной частью 3 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, не согласился с выводом о своей недобросовестности ввиду абсурдности положений закона в этой части, так как он всего лишь выполнял требования действующего «оптимизированного» законодательства в сфере закупок, и обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой на судебные акты.
Правовая позиция Верховного Суда РФ по этому делу будет иметь очень важное значение для применения «оптимизированного» по инициативе Минфина РФ законодательства, которое зачастую абсурдно и создает конфликты между заказчиками и участниками закупок.
Скачать: определение судьи Верховного Суда РФ № 309-ЭС21-23588 от 28.01.2022 г. по делу № А76-51526/2020
***
Интересно увидеть наши новые материалы?
Подпишись на наш телеграм-канал , вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ