Закупочно-законодательный бред в сфере импортозамещения или нет? О некоторых странных нормах Федерального закона от 08.08.2024 г. № 318-ФЗ

Уважаемые Коллеги!

Вернулся из отпуска из Непала и начал подготовку изменений в положение о закупке в соответствии с требованиями новой редакции Закона № 223-З (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ).

При ознакомлении с новой редакцией Закона № 223-ФЗ сложилось впечатление о том, что законодателем были допущены ошибки в абзаце а) пункте 2 части 5 статьи 3.1.4 и в части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в части применения ограничений в отношении иностранных товаров и предоставления преимуществ товарам российского происхождения при осуществлении закупок у единственного поставщика.

Ошибка 1-я: некорректные формулировки абзаца а) пункта 2 части 4 и абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 Закона № 223-ФЗ о закупках

СУТЬ ОШИБКИ 1: 

Согласно содержанию этих норм при установлении Правительством РФ ограничений в отношении закупаемых иностранных товаров, работ, услуг заявки участников с такими иностранными товарами, работами, услугами при наличии заявок с российскими товарами, работами, услуги НЕ ОТКЛОНЯЮТСЯ, А НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАКУПКИ В ОТНОШЕНИИ ТАКИХ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ. То есть из абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 Закона № 223-ФЗ буквально следует, что заказчик при срабатывании ограничений почему-то не может отклонить заявку с такими иностранными товарами, работами, услугами на этапе рассмотрения заявок, а зачем-то должен ее допустить и только в случае признания участника, предложившего иностранный товар, работу, услугу, победителем закупки отказаться от заключения с ним договора.

Обращаю внимание читателей, что такой подход:

- во-первых, искусственно удлиняет процедуру закупки при установлении таких ограничений, так как необходимо сначала полностью провести процедуру закупки и уже после ее проведения отказаться от заключения договора с участником, предложившим иностранный товар, работу или услугу;

- во-вторых, из содержания новой редакции Закона № 223-ФЗ непонятно, а что происходит после такого отказа от заключения договора с участником, предложившим иностранный товар, работу или услугу? Обязан ли заказчик заключать договор после такого отказа с участником, который предложил российский товар, работу, услугу или нет? Нигде в законе про это ничего не написано;

-в-третьих, непонятно зачем было вводить такой абсурдный механизм ограничений на допуск иностранных товаров, работ, услуг в форме отказа от заключения договора, если в рамках законодательства РФ о контрактной системе давно применяется правило «второй лишний», когда заявка с иностранным товаром при срабатывании ограничений просто отклоняется при рассмотрении заявок.

Ошибка 2-я: распространение части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при реализации запретов, ограничений и преимуществ

СУТЬ ОШИБКИ 2:

В новой редакции Закона № 223-ФЗ установлено новая норма, что при проведении любой неконкурентной закупки для участия в ней участником подаётся «заявка на участие в неконкурентной закупке или иной предусмотренный положением о закупке для направления заказчику документ (далее - заявка на участие в неконкурентной закупке». При этом в силу прямого указания части 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках к обязательному неконкурентному способу закупок, который должен быть предусмотрен Положением о закупке, отнесена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответственно, новое требование части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о том, что при направлении участником закупки проекта договора у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) такое направление проекта договора квалифицируется как подача заявки на участие в неконкурентной закупки, распространяется и на случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Никаких исключений для таких ситуаций в законе в настоящее время не предусмотрено.

В связи с этим обращаю внимание читателей на то, что такой подход законодателя может повлечь следующие негативные правовые последствия:

- во-первых, если иностранный товар, работа или услуга подпадает под установленные Правительством РФ запреты, то в силу прямого указания пункта 1 части 4 и пункта 1 части 5 статьи 3.1.4 Закона № 223-ФЗ запрещается закупка таких товаров, работ, услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Как следует из проекта постановления Правительства РФ, разработанного Минфином России, последнее предлагает корпоративным заказчикам изъятия из этого правила при незначительной цене договора (пороговые значения стоимости таких ТРЦ и случаи, когда запрет не применяется будут определены Правительством) либо получать индивидуальные разрешения на закупку иностранных товаров у Минпромторга России.

Очевидно, что это неизбежно приведет к удлинению сроков процедур закупок необходимого иностранного оборудования и расширению штатов Минпрмторга России, необходимых для выдачи таких разрешений, в том числе и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

-во-вторых, если закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подпадает по Положению о закупке заказчика под случаи обязательного обоснования начальной (максимальной) цены договора методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), то это может создать препятствия для закупки иностранного товара, работы или услуги у единственного поставщика. Например, заказчику поступили коммерческие предложения как с российским, так и иностранным товаром.

Соответственно, если необходимый иностранный товар, работа или услуга подпадает под ограничения, то заказчику в силу прямого указания  абзаца а) пункта 2 части 5абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 Закона № 223-ФЗ и части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ необходимо отказаться от заключения такого договора в отношении этого иностранного товара, работы или услуги при наличии коммерческих предложений на аналогичные российские товары.

Если же имеется коммерческое предложение в отношении российского товара, работы или услуги, то заказчику в силу прямого указания абзаца а) пункта 3 части 5 статьи 3.1.4 Закона № 223-ФЗ заказчику необходимо предоставить ценовое преимущество в размере 15 % от цены договора при выборе контрагента- единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

Таким образом, распространение части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при реализации запретов, ограничений и преимуществ вызывает сомнения не только с точки зрения эффективности закупочной деятельности, но и с точки зрения здравого смысли.

Если называть вещи своими именами, то, по мнению автора, указанные в данном материалы нормы новой редакции Закона № 223-ФЗ являются закупочно-законодательным "бредом" (ошибками нормативно-правового регулирования) в сфере импортозамещения.

Однако, автор может ошибаться и не постичь всю глубину мысли и сверхкомпетентности сотрудников нашего горячо любимого «регулятора» - Минфина России в их стремлении к обеспечению импортозамещения Российской Федерации. Поэтому прошу читателей пройти анонимный опрос на предмет наличия или отсутствия ошибок в указанных нормах новой редакции Закона № 223-ФЗ в нашем телеграмм-канале.

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канала

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

[email protected]