Уважаемые Коллеги!
13.11.2024 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ своим определением № 301-ЭС24-10122 удовлетворила кассационную жалобу УФАС по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31 июля 2023 г., постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2023 г. и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 марта 2024 г. по делу № А38-717/2023.
Ранее в указанных судебных актах нижестоящие суды поддержали позицию заказчика - АО «Жилищно- эксплуатационная управляющая компания «Заречная» (далее – управляющая компания) о признании недействительным решения УФАС по Республике Марий Эл от 14 декабря 2022 г. по делу № 012/01/11-222/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании обращения УФСБ России по Республике Марий УФАС провело внеплановую проверку и возбудило дело в отношении управляющей компании в связи с признаками «дробления» закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для ухода от проведения конкурентных процедур закупок.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проверки управлением выявлено, что общество учреждено муниципальным образованием городского округа «Город Йошкар-Ола», функции учредителя осуществляет комитет, размер доли муниципального образования в уставном капитале общества составляет сто процентов. Общество является управляющей компанией, основная цель деятельности – организация управления и обслуживания жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола».
Распоряжениями комитета от 31 октября 2019 г. № 956, от 25 июня 2021 г. № 688, от 29 сентября 2022 г. № 1240 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд общества (далее –Положение о закупке), в соответствии с которым заказчик вправе проводить конкурентные и неконкурентные закупки.
К неконкурентным способам закупки отнесена закупка у единственного поставщика. В перечень таких закупок включены закупки, если необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 100 000 рублей, а также, если закупка осуществляется на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества и придомовой территории многоквартирных домов (подпункты 1 и 43 пункта 8.1 Положений о закупке от 31 октября 2019 г. и от 25 июня 2021 г.; подпункты 1 и 43 пункта 11.1 Положения о закупке от 29 сентября 2022 г.).
В период с 01 июня 2020 г. по 15 сентября 2022 г. общество заключило с ИП Бутениным Д.В. 170 договоров на ремонт общего имущества собственников многоквартирных домов на общую сумму 14 228 380 рублей87 копеек, цена каждого договора не превышает 100 000 рублей; в период с 1 июня 2020 г. по 1 декабря 2020 г. заключило 152 договора с ИП Комаровым А.К. на оказание услуг по уборке придомовой территории без проведения конкурсных процедур как с единственным поставщиком, общая сумма договоров составила 14 076 354 рубля 61 копейка, цена каждого не превышает 100 000 рублей.
Также обществом с 1 июня 2020 г. по 1 ноября 2021 г. заключались договоры на оказание клининговых услуг с Соловьевой Т.В. (прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 4 апреля 2022 г.), всего 304 договора на общую сумму 29 208 291 рубль 24 копейки.
По мнению антимонопольного органа, действия по заключению прямых договоров и непроведению конкурентных процедур приводят к предоставлению обществом преимущественных условий конкретным хозяйствующим субъектам, что влечет ограничение конкуренции и неэффективное расходование средств. Непроведение конкурентных процедур не отвечает целям и принципам осуществления таких закупок в соответствии с частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 3 Закона о закупках; фактически действия общества по заключению договоров до 100 000 рублей являлись «дроблением» единой потребности в товарах, работах, услугах и уходом от проведения конкурсных процедур.
Признавая решение управления незаконным, суды трех инстанций исходили из того, что заключение договоров осуществлено обществом с целью надлежащего использования и обслуживания жилищного фонда, обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами и исключительно в интересах собственников, проживающих в многоквартирных домах. При этом планирование, финансирование, выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах зависело от поступления денежных средств от собственников, оплата выполненных работ и услуг производилась с отсрочкой платежа.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», принимая во внимание особый правовой режим общества и специфику осуществляемой им деятельности, судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности антиконкурентного характера действий заказчика и исполнителей при заключении договоров.
Выражая несогласие с выводами судов, антимонопольный орган приводит доводы о том, что законодательство о закупках предусматривает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках).
Каких-либо исключений из данной нормы не установлено.
Поскольку размер доли муниципального образования в уставном капитале общества составляет сто процентов, то на него в полной мере распространяется действие Закона о закупках и оно обязано вести свою закупочную деятельность в соответствии нормами и правилами данного закона.
При этом заключение договоров в интересах собственников, проживающих в многоквартирных домах, не нивелирует необходимость осуществления обществом деятельности, направленной на расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков, стимулирование такого участия и развитие добросовестной конкуренции.
Наряду с этим антимонопольный орган указывает на открытость и конкурентность рынков оказания услуг по уборке помещений и территорий; наличие у общества единой потребности в работах (товарах, услугах) на сумму более 100 000 рублей и отсутствие препятствий для проведения конкурентных процедур.
При таких обстоятельствах управление полагает, что избрание заказчиком неверного способа закупки привело к необоснованному ограничению круга потенциальных участников, нарушило принципы осуществления закупочной деятельности и законодательства о защите конкуренции.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ согласилась с указанным доводом УФАС по Республике Марий ЭЛ об отсутствии каких-либо объективных причин для «дробления» закупок у единственного поставщика в связи с отсутствием у заказчика каких-либо препятствий для проведения конкурентных процедур закупок для заключения необходимых договор по обслуживанию многоквартирных домов. Поэтому все судебные акты нижестоящих судов о признании недействительным решения УФАС были отменены коллегией.
То есть в данном случае Верховный Суд РФ в отношении «дробления» закупок у единственного поставщика подтвердил свою правовую позицию о том, что проведение закупки у единственного поставщика является правомерным в тех случаях, когда для этого у заказчика имеются какие-либо объективные причины. При этом проведение закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным (см. пункт 9 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канала