Верховный Суд РФ: искусственное дробление закупки с целью закупки у единственного поставщика не всегда означает неконкурентное соглашение

Уважаемые Коллеги!

25 апреля 2025 года Президиум Верховного Суда РФ в своём обзоре обобщил практику по делам о привлечении к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

При этом наибольший практический интерес представляет правовая позиция Верховного Суда РФ к вопросу о дроблении закупок (пункт 12 Обзора):

- искусственное дробление заказчиком единой сделки с целью непроведения конкурентных торговых процедур может являться нарушением законодательства в сфере закупок, но само по себе не свидетельствует о наличии между сторонами антиконкурентного соглашения и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ.

Согласно позиции Верховного Суда РФ чтобы привлечь к ответственности по части 7 статьи 14.32 КоАП, антимонопольный орган обязан доказать и что было дробление, и что все участники предполагаемого антиконкурентного соглашения совершали согласованные виновные действия.

Как указывает Верховный суд РФ поставщик, осуществляя предпринимательскую деятельность по поставке необходимого оборудования, может не знать о возможных целях заказчика по обходу требований закона о проведении конкурентных процедур закупок. Например, поставщик, получая от заказчика новые заказы в рамках дробления, может полагать, что они обусловлены необходимостью приобретения дополнительного оборудования, количество и комплектацию которого изначально заказчику было сложно определить. Приобретаемые по новым договорам комплектующие (аксессуары) могут не влиять на возможность использования покупателем оборудования, приобретенного по первому договору.

С учетом изложенного антимонопольный орган перед привлечением заказчика и поставщика к административной ответственности по части 7 статьи 14.32 КоАП обязан доказать наличие антиконкурентного соглашения между заказчиком и поставщиком (сам факт «дробления» закупки заказчиком таким надлежащим доказательством не является).


Источник: пункт 12 Обзора судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, утв. президиумом Верховного Суда РФ от 25.04.2025 г.

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?


Заходите на специальную страницу нашего портала.


Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канала

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru