Суть дела: заказчик отклонил заявку участника закупки, не исполнившего требования документации о закупке о предоставлении в составе ценового предложения заявки сводной таблицы стоимости работ, а также информации о поставляемом товаре (наименования и марки поставляемой продукции). Участник закупки обжаловал решение заказчика, признавшего жалобу
обоснованной, поскольку Закон № 223-ФЗ не обязывает участников закупки предоставлять расчет цены договора и не обязывает иметь товар в наличии на момент подачи заявки.
Заказчик обжаловал решение в арбитражном суде.
Позиция суда: Суды трех инстанций поддержали позицию антимонопольного органа и признали вынесенное решение законным на основании следующего:
1. Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора;
2. Законом о закупках не предусмотрено обязанности участника закупки на момент подачи заявки на участие в Конкурсе предоставлять дополнительную информацию о предлагаемом товаре, иметь такой товар в наличии, в связи с чем участник закупки может не располагать информацией, в том числе о наименовании и марке предлагаемого к поставке товара при заполнении заявки на участие в закупке;
3. отсутствие в ценовом предложении спецификации оборудования и материалов с указанием наименования и марки поставляемой продукции по предмету закупки не свидетельствует о несоответствии предлагаемого к поставке товара техническим и функциональным требованиям, установленным документацией о закупке, а также не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, что ограничивает количество участников закупки, в связи с чем отклонение заявки по данному основанию неправомерно.
Источник: Постановление АС Московского округа от 18.10.2024 по делу № А40-257462/2023
Комментарий эксперта В.Р. Байрашева: по большому счету суд воспроизвел в постановлении стандартные формулировки антимонопольного органа, которые уже многие годы перетекают из решения в решение. Огорчает в сложившейся тенденции то, что, желая облегчить положение участников закупки, суды вслед за антимонопольным органом фактически поощряют практику покупки заказчиками "кота в мешке". Не зная предлагаемый к поставке товар, невозможно проверить достоверность представленных в заявке сведений о соответствии товара требованиям документации о закупке. Что касается структуры ценового предложения, то невозможность получить информацию о структуре цены существенно ограничивает переговорные возможности заказчика на предмет снижения цен (а деление цены на составляющие и представляет собой возможность для более предметного торга). Кстати, эти очевидные с точки зрения здравого смысла вещи вместе с рядом других соображений вполне доступно изложены в монографии "
Публичные закупки в России: интересы, конкуренция, ценообразование. Монография" (
на днях закончил ее прочтение, мне понравилось).
Что касается довода о том, что Закон № 223-ФЗ не предусматривает обязанность участников закупки предоставлять ценовую информацию и информацию о характеристиках предлагаемого товара заказчику, то выводы антимонопольного органа и суда прямо противоречат Закону № 223-ФЗ. Требования к содержанию и составу заявки определяются именно заказчиком (ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). В конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП, ничего не меняется: предусмотренные ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ "предложение участника конкурентной закупки в отношении предмета такой закупки" и "предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги)" не исключают права заказчика требовать более детального раскрытия сведений о цене и поставляемом товаре. Тем более, что требования Закона № 223-ФЗ дополняются требованиями положения о закупке заказчика.
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок в телеграм-канале, вконтакте, дзен.