Арбитражный суд Дальневосточного округа не согласился с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – антимонопольный орган) о том, что отсутствие в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 № 2425, требований об обязательной сертификации продукции - высоковольтных вводов, свидетельствует о недопустимости возложения на участников закупки обязанности по применению положений ГОСТ Р 55187-2012. Поэтому, по мнению антимонопольного органа, данный ГОСТ не обязателен для применения, так как предназначается для добровольного использования, а действия заказчика по установлению требований к закупаемому оборудованию по этому необязательному ГОСТу направлены исключительно на минимизацию количества потенциальных участников закупки с целью заключения контракта с заранее определенным лицом.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, отклоняя эти доводы УФАС, в своём постановлении от 09.12.2024 по делу № А24-2253/2024 указал следующее.
Как следует из установленных обстоятельств и материалов дела, 19.04.2024 общество (заказчик) разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого являются субъекты малого и среднего предпринимательства, с наименованием закупки: «Покупка оборудования для модернизации линейных и трансформаторных высоковольтных вводов ТЭЦ-2 с заменой на современные с твердой изоляцией, в рамках инвестиционного проекта для нужд филиала «Камчатские ТЭЦ».
Пунктом 6.1 Технических требований к предмету закупки установлено, что для подтверждения качества, заявленных характеристик, конструктива и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ Р 55187-2012 в составе заявки участник должен представить сертификат соответствия, подтверждающий соответствие серийного выпуска вводов требованиям ГОСТ Р 55187- 2012 с обязательным предоставлением протоколов сертификационных испытаний, на основании которых выдан сертификат соответствия. Лаборатория, проводившая сертификационные испытания, должна присутствовать в Реестре аккредитованных лиц Федеральной службы аккредитации (https://fsa.gov.ru/) на момент испытаний.
Установив по результатам исследования и оценки доказательств особенности проведенной обществом закупки на поставку оборудования для модернизации линейных и трансформаторных высоковольтных вводов ТЭЦ-2 с заменой на современные с твердой изоляцией, суды не усмотрели нарушений Закона о закупках в действиях заказчика по установлению требований к участникам закупки в виде сертификации закупаемого оборудования при условии включения лаборатории, проводившей сертификационные испытания, в Реестр аккредитованных лиц.
Суды учли специфику закупаемого оборудования - высоковольтные вводы, применяемые в силовых трансформаторах и автотрансформаторах, масляных и воздушных высоковольтных выключателях, шунтирующих и дугогасящих реакторах, конденсаторах связи, измерительных трансформаторах напряжения, вводах кабельных линий высокого напряжения, и основное назначение вводов в этих устройствах - надежная гальваническая развязка и электрическая изоляция токоведущих частей. По своему функциональному назначению данное оборудование должно обеспечивать безопасное функционирование электротехнического оборудования ТЭЦ, задействованного в технологическом процессе.
Суды отклонили доводы антимонопольного органа со ссылками на постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 № 2425, утвердившее Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, как не свидетельствующие о невозможности установления заказчиком требования о сертификации в рамках закупки, проводимой в соответствии с положениями Закона о закупке.
При этом обоснованно отмечено, что такое требование заказчика как включение лаборатории, проводившей сертификационные испытания, в Реестр аккредитованных лиц подтверждает, что участник предлагает продукцию, соответствующую национальным стандартам Российской Федерации, при этом потребность заказчика обоснована необходимостью получения товара такого качества, в котором он нуждается.
С учетом изложенного, по мнению Арбитражного суда Дальневосточного округа и нижестоящих судов, в действиях заказчика отсутствуют признаки нарушения принципов закупки товаров, работ, услуг, установленных в статье 3 Закона № 223-ФЗ, в частности принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канала