Суд: Постановление Правительства РФ от 06.03.2021 № 301 не презюмирует неконкурентные способы закупки

В материалах портала мы неоднократно рассматривали кейсы РЖД с проведением неконкурентных закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2021 № 301: в московском округе одержал верх подход ФАС России, в волго-вятском, напротив, РЖД смогло отстоять свою позицию.

Соответствующая практика проведения таких закупок начинает формироваться и в поволжском округе.

Суть дела: 

Из пояснений ПАО Сбербанк следует, что информация о проведении адресного запроса предложений не размещалась в единой информационной системе в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 №301 «Об основаниях не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» (далее - Постановление №301), поэтому спорная закупка не является конкурентной и положения ст.3.4 Закона №223-ФЗ к ней применяются.

Согласно ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с
приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст.3.5 данного Закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч.6.1 данной статьи.

Как следует из содержания ч.1 ст.3.3 Закона №223-ФЗ, все этапы конкурентной закупки в электронной форме обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке. Антимонопольный орган, проанализировав положения Закона №223-ФЗ и Положения о закупке, установил, что адресный запрос предложений фактически содержит все признаки конкурентной закупки. Размещение заказчиком информации о закупке путем публикации извещения, с приложением закупочной документации, при помощи оператора электронной площадки на ЭТП в полной мере обеспечивает соблюдение условия пп.«а» п.1 ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ, а также обеспечивает принцип информационной открытости закупки.

Антимонопольный орган аннулировал закупку.

Позиция суда:

Суд согласился с доводами ФАС России и также обратил внимание на следующее.

Постановление №301 лишь закрепляет основание для неразмещения сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в ЕИС, а не презюмирует, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными. Постановление №301 направлено на снижение риска введения недружественными иностранными государствами санкций, в том числе вторичных, или иных мер ограничительного характера в отношении участников закупок, принимающих участие в закупках, осуществляемых такими заказчиками (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.11.2023 по делу №А40- 16654/2023).

Кроме того, единая информационная система не рассматривается в качестве ресурса исключительно для размещения информации о проводимых заказчиками закупках. ЕИС обеспечивает свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.

Относительно довода ПАО Сбербанк о доступности информации об адресном запросе предложений только ограниченному кругу лиц, так как приглашения к участию направлялись заказчиком адресно 17 организациям, следует отметить, что банк не сообщал эти сведения антимонопольному органу в ходе рассмотрения жалобы. Во всяком случае, как верно указал антимонопольный орган, направление приглашений принять участие в адресном запросе предложений ограниченному кругу лиц указывает исключительно на закрытую форму закупки, а не на ее неконкурентность.

Источник: Постановление 11 ААС от 28.02.2024 по делу № А55-19571/2023

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок ищите на телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канале.
Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

aromird@yandex.ru