
К такому выводу пришел Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13.02.2024 по делу № А70-6638/2023.
Cуть дела:
Как следует из материалов дела, в Тюменское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОП «СКБ-Югра» на действия АО «Птицефабрика «Боровская», связанные с организацией и
проведением запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны (реестровый номер извещения 32110162728).
Решением антимонопольного органа от 26.04.2021 по делу № 072/07/18.1-75/2021 в действиях АО «Птицефабрика «Боровская» установлено нарушение требований Закона № 223-ФЗ, выдано
предписание от 26.04.2021, согласно которому АО «Птицефабрика «Боровская» в срок до 17.05.2021 надлежало отменить протокол рассмотрения заявок от 16.04.2021 № 21135/32110162728-1; внести изменения в документацию по проведению запроса предложений на право заключения оказания услуг физической охраны с учетом принятого управлением решения по делу № 072/07/18.1-75/2021; продлить срок подачи заявок и провести закупку в соответствии с требованиями действующего законодательства; разместить информацию
об исполнении предписании на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Письмом от 18.05.2021 № 448/17 АО «Птицефабрика «Боровская» уведомило управление об исполнении предписания (срок подачи заявок на участие в запросе предложений (реестровый номер извещения 32110162728) с учетом внесенных в документацию о закупке изменений продлен до 28.05.2021).
Вместе с тем антимонопольным органом было установлено, что 25.05.2021 АО «Птицефабрика «Боровская» на официальном сайте единой информационной системы
в сфере закупок размещено извещение об отмене (аннулировании) закупки с реестровым номером 32110162728.
31.05.2021 АО «Птицефабрика «Боровская» в единой информационной системе размещено извещение с реестровым номером 32110336709 об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предметом которой является оказание услуг охраны. Согласно приложенной к извещению о закупке справки-обоснования выбор способа исполнителя закупаемых услуг мотивирован подпунктом 1, пункта 2, статьи 1, раздела 6 Положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд ПАО «Птицефабрика «Боровская» (далее – Положение о закупке) - вследствие чрезвычайного события возникла срочная потребность в закупаемых товарах, работах, услугах, в связи с чем применение иных способов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для проведения.
03.02.2023 Тюменским УФАС России по результатам рассмотрения дела № 072/01/11-207/2022 принято решение о признании в действиях АО «Птицефабрика «Боровская» и ООО «ЧОП «Аврора» нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции, в частности, к созданию препятствий для доступа на товарный рынок оказания охранных услуг иным хозяйствующим субъектам (пункт 1); о признании в действиях АО «Птицефабрика «Боровская»
нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отмене (аннулировании) закупки (реестровый номер 32110162728) на оказание охранных услуг при отсутствии на то фактических и правовых оснований, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или установлению конкуренции и способствовало в дальнейшем заключению с ООО «ЧОП «Аврора» без проведения конкурентной процедур договора на оказание охранных услуг от 31.05.2021 № 773/УЛ-21/СМП.
Заказчик обжаловал решение в арбитражном суде.
Позиция суда:
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 21 и 27 постановления от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление № 2), соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Соглашения хозяйствующих субъектов, не указанные в части 1 статьи 11 Закона, могут быть признаны недопустимыми, если антимонопольным органом будет доказано, что результатом реализации или целью договоренностей, достигнутых между хозяйствующими субъектами, являлось недопущение (ограничение, устранение) конкуренции на товарном рынке (части 2 и 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции). При оценке того, направлены ли действия хозяйствующих субъектов на ограничение конкуренции в связи с достигнутыми между ними договоренностями, суд вправе принимать во внимание доводы участников соглашения, свидетельствующие о наличии разумных экономических и (или) обусловленных законодательством (в том числе отраслевым регулированием) причин в достижении соответствующих договоренностей между участниками соглашения.
В рассматриваемом случае основанием для заключения договора с ООО «ЧОП «Аврора» явился подпункт 1 пункта 2 статьи 1 раздела 6 Положения о закупке, который предусматривает возможность размещения заказа у единственного поставщика в случае, когда вследствие чрезвычайного события возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.
В частности,
потребность в услугах по охране объектов заказчика возникла с 01.06.2021, поскольку действие ранее действовавшего договора истекало 31.05.2021. Во исполнение ранее выданного управлением предписания срок приема заявок был продлен АО «Птицефабрика «Боровская» 28.05.2021, соответственно, договор по результатам закупки мог быть заключен не ранее 08.06.2021, вследствие чего объекты находились бы без охраны как минимум в период с 01.06.2021 по 07.06.2021. Невозможность заключения договора по результатам конкурентной закупки в указанный срок является чрезвычайным событием, поскольку не зависит от воли заказчика.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
между АО «Птицефабрика «Боровская» и ООО «ЧОП «Аврора» заключен договор от 31.05.2021 № 773/УСЛ-21/СМП, предметом которого является оказание услуг физической охраны (с установкой тревожных кнопок для вызова группы быстрого реагирования);
срок действия договора установлен до 31.05.2023, то есть 24 месяца с момента заключения договора; АО «Птицефабрика «Боровская» указано на исключительные обстоятельства, связанные с невозможностью завершения ранее объявленной конкурентной процедуры (реестровый номер извещения 32110162728) в срок до 31.05.2021 (дата истечения срока предыдущего договора на аналогичные услуги); договор с ООО «ЧОП «Аврора» заключен на условиях, указанных в проекте договора, являвшегося частью документации отмененной закупки; ранее между АО «Птицефабрика Боровская» и обществом с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «Дозор» (далее – ООО «ЧОП «Дозор») был заключен договор от 18.04.2019 № 563усл-19/СМП на оказание охранных услуг, действовавший в период с 01.05.2019 по 30.04.2021; дополнительным соглашением в пункт 10.1 названного договора внесены изменения, срок его действия продлен до 31.05.2021;
в рамках рассмотрения дела антимонопольным органом ООО «ЧОП «СКБ-Югра» заявляло о готовности оказания услуг по более конкурентной цене, чем ООО «ЧОП «Аврора».
При таких обстоятельствах
суды обоснованно указали, что
1)
в данной ситуации отсутствовали признаки чрезвычайности, поскольку охранные услуги, необходимые для функционирования АО «Птицефабрика «Боровская», оказываются на постоянной основе, соответственно, последнее имело возможность планировать проведение необходимых закупочных процедур по отбору исполнителя в более ранние периоды, чтобы исключить риски наложения сроков проведения закупки и истечения срока предыдущего договора;
2)
до завершения запроса предложений № 32110162728 и выбора победителя (с учетом исполнения предписания от 26.04.2021) на конкурентной основе АО «Птицефабрика «Боровская» могло заключить «временный» договор на охрану своих объектов, продлить срок действия договора с ООО «ЧОП «Дозор» на период окончания проведения запроса предложений и отбора победителя закупки либо заключить с любым охранным предприятием прямой договор до 100 000 руб. на период окончания проведения запроса предложений и отбора победителя закупки;
3) в
результате заключения договора от 31.05.2021 № 773/УСЛ-21/СМП, ООО «ЧОП «Аврора» получило доступ к оказанию услуг охраны АО «Птицефабрика «Боровская» сроком на 2 года без участия в конкурентной борьбе, что свидетельствует о предоставлении ему преимущественного положения по отношению к иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность; общество могло и должно было убедиться в правомерности и законности условий заключения договора № 773/УСЛ-21/СМП, и при возникновении сомнений, отказаться от его заключения, поскольку регулярно участвует в закупках, осведомлено о требованиях Закона № 223-ФЗ, сознательно и добровольно заключило с вышеназванный договор без проведения конкурентных процедур, получив доступ к оказанию услуг по предложенной им цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе.
С учетом изложенного
суды пришли к верному выводу о том, что установленные управлением обстоятельства свидетельствуют о достижении между обществом иПАО «Птицефабрика «Боровская» антиконкурентного соглашения, направленного на получение последним необоснованных преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и ограничение доступа на спорный товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.
Источник: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2024 по делу № А70-6638/2023.
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канале