СУД: объединение в один лот СМР на двух объектах в одном субъекте РФ ограничивает конкуренцию

К такому выводу пришел 9 ААС в Постановлении от 20.06.2024 по делу № А40-252524/2023.

Cуть дела: заказчик объявил закупку одним лотом на выполнение работ на двух электросетевых объектах, расположенных на территории одного субъекта РФ (Тюменская область). Участник закупки посчитал действия заказчика ограничивающими количество участников закупки и обратился в ФАС России. Антимонопольный орган посчитал жалобу обоснованной, заказчик обжаловал решение в арбитражном суде.

Позиция суда: Суд поддержал позицию антимонопольного органа, руководствуясь следующим:
1. ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов услуг, технологически и функционально не связанных с услугами, оказание которых
являются предметом торгов. Действия заказчика не должны ограничивать права участников закупки на участие в торгах и развитие добросовестной конкуренции;
2. в один лот закупки объединено выполнение работ на объектах, находящихся на значительном удалении друг от друга (630 км), что ограничивает доступ к участию в закупке в том числе субъектов МСП;
3. в отношении каждого объекта существует отдельная проектная документация, что  подтверждает обособленное выполнение работ на каждом объекте.
4. работы необходимо выполнять параллельно в один временной период, что является дополнительным препятствием для участия в проводимой закупке.

Комментарий эксперта В.Р. Байрашева: несмотря на наличие логической мотивировки в решении суда, нельзя не отметить, что существующая практика, предусматривающая применение ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, вызывает сомнения. Ведь согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, "наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений".

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции "положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"."

Иными словами, исходя из буквального толкования законодательства, ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции не подлежит применению в закупках по Закону № 223-ФЗ.

 ***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок  в телеграм-каналевконтактедзен и ютуб-канале.
Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

[email protected]