
Крупные заказчики нередко сталкиваются с привлечением к административной ответственности по самым различным основаниям. Тем интереснее практика, когда удается добиться отмены штрафа по не самым очевидным основаниям.
Суть дела: в рамках поданной жалобы на результаты оценки заявок, где заказчик снизил оценку заявок в результате выявленных фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами, антимонопольный орган
установил в действиях заказчика нарушение ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Впоследствии заказчик был
привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. Заказчик обжаловал постановление о привлечении к административной ответственности в суде.
Позиция суда: Суд удовлетворил требования заказчика, руководствуясь следующим:
1. участник закупки указывал на несогласие с результатами оценки его заявки по критерию «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами», а также с самим критерием оценки заявок. При этом положения закупочной документации согласно ч.11 ст.3 Закона № 223-ФЗ могут быть оспорены исключительно до окончания срока подачи заявок, чего сделано не было.
2. учитывая, что жалоба поступила в антимонопольный орган после рассмотрения заявок участников закупки (после окончания срока подачи заявок), у антимонопольного органа отсутствовали основания для признания положений закупочной документации незаконными.
3.
подав заявку на участие в закупочной процедуре, участник конклюдентно (ч.1 ст.8 ГК РФ) соглашается со всеми требованиями такой документации, а контрольный орган утрачивает право на ревизию этой документации (как на основании поступившей жалобы, так и в инициативном порядке, поскольку возможность проведения внеплановых проверок положениями ст.18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрена) и при проверке правомерности отклонения заявки обязан презюмировать ее законность.
4.
Верховный Суд РФ в определении от 12.11.2021 №305-ЭС21-20460 по делу №А40-158687/2020 указал на недопустимость возбуждения процедуры государственного контроля и применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Источник: Постановление 9 ААС от 26.06.2024 по делу № А40-279214/2023.
P.S. Кстати, скоро состоится специальный вебинар, посвященный обжалованию действий заказчика.