СУД: адресные приглашения участников закупки не делают закупку неконкурентной

Уже третий год попавшие под санкции заказчики проводят закрытые закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301. В данной публикации рассмотрим интересный пример, связанный с выбором заказчиком способа закрытой закупки.

Суть дела: ПАО Сбербанк объявил закупку неконкурентным способом путем проведения адресного запроса предложений, участниками которого могут быть только субъекты МСП. Действия заказчика были обжалованы в антимонопольном органе, признавшем в действиях заказчика нарушение ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ и выдал заказчику предписание. Заказчик обжаловал предписание ФАС России в суде.

Позиция суда: Суд отказал заказчику в удовлетворении требований, признав законным решение и предписание антимонопольного органа, исходя из следующего:
1. направление адресного приглашения на участие в закупке не характеризует Адресный запрос предложений в качестве неконкурентной закупочной процедуры;
2. Постановление № 301 не презюмирует, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными;
3. все условия для признания закупки конкурентной выполняются.

Источник: Постановление АС Поволжского округа от 04.07.2023 по делу № А55-19571/2023.

Комментарий эксперта В.Р. Байрашева: распространенная судебная практика в части "переквалификации" неконкурентных закупок в конкурентные не может не вызывать тревогу. В последнее время нередки ситуации, когда, несмотря на несоблюдение заказчиком всех признаков конкурентной закупки (например, закупка не опубликована в ЕИС в открытом доступе при отсутствии приглашений участникам закупки (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) или направление адресных приглашений участникам закупки при отсутствии возможности всех желающих принять участие в закупке (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)), закупка все равно признается конкурентной, что напрямую влияет на правовой статус закупочной процедуры. Данная практика не является единичной (см., напр., Постановление АС Московского округа от 01.07.2024 по делу № А40-150899/2023).

Но что больше удивляет в рассматриваемой ситуации: как именно, по мнению суда и антимонопольного органа, проведенная неконкурентная закупка, участниками которой могут быть только субъекты МСП, смогла стать конкурентной закупкой, если, например, перечень электронных площадок для закрытых конкурентных закупок (прил. 2 Распоряжения Правительства РФ от 12.07.2018 г. № 1447-р) и открытых конкурентных закупок с участием только субъектов МСП (прил. 1 Распоряжения Правительства РФ от 12.07.2018 г. № 1447-р) не совпадают? Только по этой причине заказчик не смог бы провести закупку, одновременно удовлетворяющую требованиям ст. 3.4 и 3.5 Закона № 223-ФЗ. Представляется, что заказчикам при рассмотрении подобных дел следует чаще обращать внимание антимонопольного органа и суда на подобного рода аргументы.

***


Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок  в телеграм-каналевконтактедзен и ютуб-канале.

Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

[email protected]