Уважаемые Коллеги!
Несколько дней назад в нашем телеграмм-канале был проведён опрос на предмет наличия/отсутствия в новой редакции Закона № 223-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ) допущенной законодателем ошибки в тексте абзаца а) пункта 2 части 4 и абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 Закона № 223-ФЗ и указанной в материале В. Дона: Закупочно-законодательный бред в сфере импортозамещения или нет? О некоторых странных нормах Федерального закона от 08.08.2024 г. № 318-ФЗ.
Суть ошибки сводится к тому, что законодатель, прописывая правила ограничения на допуск иностранной продукции (товаров, работ, услуг) по неизвестной причине в новой версии Закона № 223-ФЗ указал не правило «второй лишний» (об отклонении заявок с иностранной продукцией при наличии заявок с российской), а правило об отказе от заключения договора с участником закупки, предложивший иностранный товар при наличии российского.
С этой позицией БУКВАЛЬНОГО толкования (прочтения) абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 и абзаца а) пункта 2 части 5 Закона № 223-ФЗ по состоянию на 20.11.2024 года согласилось более 50-ти процентов проголосовавших читателей портала (по состоянию на 20.11.2023 г.).
При этом автор материала ни в коем случае не ставит под сомнение здравомыслие и компетентность читателей, которые проголосовали иначе – предлагают применять новую версию Закона № 223-ФЗ по аналогии с нормами Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (то есть, как правило «второй лишний» - отклонять заявку с иностранным товаром на этапе рассмотрения заявок). Однако, как говорится: что написано пером, то не вырубишь топором. И указанные нормы о применении ограничений, действительно, сформулированы некорректно:
- если эти нормы помимо автора - В.Дона читает аналогичным образом - БУКВАЛЬНО ещё более 10-ка не связанных с ним специалистов, то, очевидно, что проблема не в В. Доне, а в самих этих нормах закона. Также с практической точки зрения всем специалистам-практикам очевидно, что эти странные нормы новой версии Закона № 223-ФЗ в части применения ограничений на допуск иностранной продукции вызовут такое же неоднозначное толкование и у антимонопольных органов после 01.01.2025 года.
При этом в рамках корректировки ТПоЗ, ПоЗ, по мнению автора, большинство их разработчиков во избежание рисков просто продублируют нормы абзаца а) пункта 2 части 4 и абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 новой версии Закона № 223-ФЗ В БУКВАЛЬНОМ ВИДЕ, то есть в виде отказа от заключения договора с участником, предложившим иностранный товар, работу, услугу, при срабатывании ограничений.
Это самый простой, разумный и законный выход: включить буквально эти нормы новой версии Закона № 223-ФЗ в новую редакцию своего положения о закупке.
Однако, по мнению автора, при корректировке положения о закупке необходимо задуматься и о порядке реализации (исполнения) данных норм об ограничениях.
Представим себе ситуацию:
Никакого ответа на эти вопросы разработанный Минфином России проект постановления Правительства РФ о порядке применения национального режима закупок не содержит.
Соответственно, если заказчик не хочет повторно проводить процедуру закупки при срабатывании ограничений на допуск иностранной продукции с 01.01.2025 г., то, по мнению автора, целесообразно предусмотреть для такой ситуации спецоснование закупки у единственного поставщика (как минимум, со вторым (следующим) участником закупки, предложившим российскую продукцию (товар, работу, услугу).
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канала