"Прелесть бреда": к вопросу о необходимости установления в ПоЗ нового основания закупки у единственного поставщика с 01.01.2025 ?

Уважаемые Коллеги!

Несколько дней назад в нашем телеграмм-канале был проведён опрос на предмет наличия/отсутствия в новой редакции Закона № 223-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ) допущенной законодателем ошибки в тексте абзаца а) пункта 2 части 4 и абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 Закона № 223-ФЗ и указанной в материале В. Дона: Закупочно-законодательный бред в сфере импортозамещения или нет? О некоторых странных нормах Федерального закона от 08.08.2024 г. № 318-ФЗ.

Суть ошибки сводится к тому, что законодатель, прописывая правила ограничения на допуск иностранной продукции (товаров, работ, услуг) по неизвестной причине в новой версии Закона № 223-ФЗ указал не правило «второй лишний» (об отклонении заявок с иностранной продукцией при наличии заявок с российской), а правило об отказе от заключения договора с участником закупки, предложивший иностранный товар при наличии российского.

С этой позицией БУКВАЛЬНОГО толкования (прочтения) абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 и абзаца а) пункта 2 части 5 Закона № 223-ФЗ по состоянию на 20.11.2024 года согласилось более 50-ти процентов проголосовавших читателей портала (по состоянию на 20.11.2023 г.).

При этом автор материала ни в коем случае не ставит под сомнение здравомыслие и компетентность читателей, которые проголосовали иначе – предлагают применять новую версию Закона № 223-ФЗ по аналогии с нормами Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (то есть, как правило «второй лишний» - отклонять заявку с иностранным товаром на этапе рассмотрения заявок). Однако, как говорится: что написано пером, то не вырубишь топором. И указанные нормы о применении ограничений, действительно, сформулированы некорректно:

- если эти нормы помимо автора - В.Дона читает аналогичным образом - БУКВАЛЬНО ещё более 10-ка не связанных с ним специалистов, то, очевидно, что проблема не в В. Доне, а в самих этих нормах закона. Также с практической точки зрения всем специалистам-практикам очевидно, что эти странные нормы новой версии Закона № 223-ФЗ в части применения ограничений на допуск иностранной продукции вызовут такое же неоднозначное толкование и у антимонопольных органов после 01.01.2025 года.

При этом в рамках корректировки ТПоЗ, ПоЗ, по мнению автора, большинство их разработчиков во избежание рисков просто продублируют нормы абзаца а) пункта 2 части 4 и абзаца а) пункта 2 части 5 статьи 3.1.4 новой версии Закона № 223-ФЗ В БУКВАЛЬНОМ ВИДЕ, то есть в виде отказа от заключения договора с участником, предложившим иностранный товар, работу, услугу, при срабатывании ограничений.

Это самый простой, разумный и законный выход: включить буквально эти нормы новой версии Закона № 223-ФЗ в новую редакцию своего положения о закупке.

Однако, по мнению автора, при корректировке положения о закупке необходимо задуматься и о порядке реализации (исполнения) данных норм об ограничениях.

Представим себе ситуацию:

- после 01.01.2025 г. у заказчика сработало ограничение и на этапе заключения договора он (заказчик) отказывается от заключения договора с участником, предложившим иностранную продукцию. А дальше что делать заказчику?

Можно ли заключать договором со следующим участником закупки, предложившим отечественный товар, работу, услуги или нельзя? Если можно, то на каком основании и кем будет являться этот второй участник, предложивший отечественный товар при срабатывании ограничений (победителем закупки или единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Никакого ответа на эти вопросы разработанный Минфином России проект постановления Правительства РФ о порядке применения национального режима закупок не содержит.

Соответственно, если заказчик не хочет повторно проводить процедуру закупки при срабатывании ограничений на допуск иностранной продукции с 01.01.2025 г., то, по мнению автора, целесообразно предусмотреть для такой ситуации спецоснование закупки у единственного поставщика (как минимум, со вторым (следующим) участником закупки, предложившим российскую продукцию (товар, работу, услугу).

А как уважаемые читатели решили данную проблему при корректировке своего положения о закупке? Просьба дать ответ в комментариях к записи (данному материалу) в нашем телеграмм-канале.

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канала

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

[email protected]