В публикациях портала мы регулярно делимся занимательными региональными практиками, которые благодаря судебной системе нередко формируют новые тенденции в корпоративных закупках. Об одной из таких тенденций, связанных с оспариванием положений о закупке на территории Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области, рассказали здесь.
На этот раз рассмотрим не менее интересный подход Удмуртского УФАС России, выдавшего предупреждение автономной некоммерческой организации о необходимости утверждения и размещения в ЕИС положения о закупке.
Суть дела: 08.09.2022 в Удмуртское УФАС России из ФАС России поступило обращение ООО «Арсенал», из содержания которого следует, что между АНО «Центр развития бизнеса и городской среды» и ООО ПСК «Инжиниринг» в 2022 году был заключен договор на разработку проектной документации по объекту «Центр культурного развития» по адресу: Россия, Удмуртская Республика, г.Глазов, ул.Толстого – Карла Маркса без проведения конкурентной закупочной процедуры.
Из содержания письменных пояснений АНО «ЦРБ и ГС» следует, что автономная некоммерческая организация, созданная на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не является субъектом правоотношений, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), поскольку автономные некоммерческие организации не имеют уставного капитала и, следовательно, не могут соответствовать требованиям пунктов 2, 3 части 2 статьи 1 Закона о закупках. Также, по мнению АНО «ЦРБ и ГС», на такие правоотношения не распространяется Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку автономная некоммерческая организация не является бюджетным учреждением и при заключении договора с ООО ПСК «Инжиниринг» бюджетные средства не использовались.
В ответ на запрос Удмуртского УФАС России Глава города Глазова ответил, что действующим законодательством формирование муниципального задания для автономных некоммерческих организаций не предусмотрено. АНО «Центр развития бизнеса и городской среды» финансируется, согласно части 2 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ, из бюджета города Глазова в рамках субсидий. В соответствии с пунктом 4.7 Устава автономной некоммерческой организации «Центр развития бизнеса и городской среды» источником формирования имущества являются добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических и физических лиц. Для подготовки проектной документации по объекту «Центр культурного развития» по адресу: Российская Федерация, Удмуртская Республика, г.Глазов, ул. Толстого-Карла Маркса средства поступали в рамках договора добровольного благотворительного пожертвования. Также в материалы дела представлена копия договора благотворительного пожертвования от 23.05.2022, заключенного между АНО «ЦРБ и ГС» и АО «ТВЭЛ» на сумму 4 850 000,00 руб. в целях содействия реализации национального проекта «Культура», в том числе на разработку проектной документации по объекту «Центр культурного развития» по адресу: Россия, Удмуртская Республика, г.Глазов, ул.Толстого – Карла Маркса.
Антимонопольный орган, рассмотрев предоставленные материалы, пришел к выводу о том, что АНО «ЦРБ и ГС» по своей правовой природе является муниципальным автономным учреждением.
По итогам рассмотрения дела Удмуртское УФАС России выявило в деятельности АНО «ЦРБ и ГС» признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и вынесло АНО «ЦРБ и ГС» предупреждение о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем разработки, утверждения и последующего размещения в единой информационной системе в сфере закупок Положения о закупке.
С материалами дела можно ознакомиться в Предупреждении о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, Удмуртского УФАС России от 08.12.2022 г. по делу № 018/10/15-1049/2022.
Заказчик не согласился с вынесенным предупреждением и обжаловал его в арбитражном суде.
Позиция суда:
В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2024 по № А71-2489/2023 суд согласился с доводами антимонопольного органа о том, что что АНО «ЦРБ и ГС» по своей правовой природе является муниципальным автономным учреждением, признав законным вынесенное предупреждение.
В обоснование позиции судом также отмечено, что полномочия учредителя АНО «ЦРБ и ГС» осуществляет Администрация г. Глазова. Добровольный имущественный взнос формируется из средств бюджета г. Глазова на основании решения Глазовской городской Думы о бюджете города Глазова на очередной финансовый год и на плановый период. Из постановления Администрации муниципального образования «Город Глазов» от 02.08.2022 № 11/22 судами установлено также, что АНО «ЦРБ и ГС» для целей реализации мероприятий подпрограммы «Благоустройство и охрана окружающей среды» муниципальной программы «Муниципальное хозяйство» выделена субсидия в сумме 3 000 000 руб.
Судами учтено, что согласно Уставу к полномочиям Администрации муниципального образования г. Глазов относятся: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей г. Глазова услугами учреждений культуры; обеспечение условий для развития на территории г. Глазова физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий г. Глазова; утверждение правил благоустройства территории г. Глазова, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории г. Глазова в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах г. Глазова. Указанные полномочия реализуются через АНО «ЦРБ и ГС», созданную для оказания данного рода услуг.
Как верно отметили суды, отсутствие Положения о закупке, регулирующего правила проведения закупочных процедур может привести к ухудшению показателей предпринимательской деятельности, создать для определенного круга хозяйствующих субъектов преимущественные условия и препятствовать доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение участвовать в закупках.
Комментарий эксперта В.Р. Байрашева:
Действительно, по общему правилу на автономные некоммерческие организации не распространяются требования законодательства о закупках ввиду того, что автономные некоммерческие организации как организационно-правовая форма юридического лица не упоминаются в законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в качестве заказчиков. Поэтому случаи применения автономными некоммерческими организациями законодательства о закупках редки, и необходимость руководствоваться законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ может возникнуть только в случае прямого указания на это в федеральном законодательстве.
В этой связи создание различных автономных некоммерческих организаций довольно давно практикуется в различных субъектах РФ, и данное явление уже успело получить такое меткое наименование как «АНОнизация закупок». Антимонопольные органы с различным успехом периодически оспаривают заключение договоров автономными некоммерческими организациями без проведения закупочных процедур.
С другой стороны, подобные судебные решения вызывают определенную тревогу: приравнивание автономных некоммерческих организаций к автономным учреждениям с последующим возложением на них обязанностей проведения закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ размывают существующее правовое регулирование, где обязанность проведения закупок строго привязана к организационно-правовой форме юридического лица. Разумеется, Закон № 223-ФЗ не возлагает на автономные некоммерческие организации обязанность по утверждению и размещению в ЕИС положения о закупке.
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канале.