Закупочная революция или закупочная контрреволюция? Что позволено Юпитеру (экспортоориентированным субъектам 223-ФЗ) с 31.12.2017 г.

31.12.2017 г. был принят Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 505–ФЗ, которым устанавливается новая редакция Федерального закона от 18.07.2011 г № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон № 223-ФЗ о закупках, 223-ФЗ).

Многими специалистами в сфере закупок и в ряде публикаций на тему этих поправок новая редакция Закона № 223-ФЗ о закупках сравнивается с закупочной революцией, существенно осложняющей финансово-хозяйственную деятельность государственных компаний и государственных корпораций.

Однако, так ли это на самом деле? Есть ли основания для подобных громких заявлений или с практической точки зрения последствия принятия новой редакции 223-ФЗ не являются столь однозначными?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим в настоящем материале новую норму Закона № 223-ФЗ о закупках (пункт 12 части 4 статьи 1), которая выводит из-под действия законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц   следующие отношения:

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

12) исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации;

Из буквального толкования этой нормы закона следует:

Во-первых, в ней речь идёт об исполнении заказчиком договора с иностранным контрагентом – организацией.

Во-вторых, предметом такого договора является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации.

При этом в норме закона не конкретизировано:

- кто именно осуществляет поставку товара, выполнение работы, оказание услуг – заказчик или иностранный контрагент?

Таким образом, если каким-либо заказчиком осуществляется поставка ЛЮБОГО товара по договору за пределы Российской Федерации иностранной организации, то все отношения, связанные с исполнением такого договора, включая закупки, направленные на исполнение такого договора с 31.12.2017 г. выводятся из-под действия Закона № 223-ФЗ.

Наглядные примеры для понимания читателем сложившейся ситуации с 31.12.2017 г.:

Пример 1: Закупки ПАО «Газпром», связанные с исполнением договоров на поставку газа иностранным потребителям.

Пример 2: Закупки ПАО «НК Роснефть» и других нефтяных компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ, связанные с исполнением договоров на поставку нефти и нефтепродуктов иностранным компаниям.

Пример 3: Закупки АК «АЛРОСА» (ПАО), связанные с исполнением договоров на поставку необработанных алмазов иностранным контрагентам.

Примеров можно привести очень много, так как это затрагивает закупочную деятельность всех экспортоориентированных субъектов 223-ФЗ.

В-третьих, в комментируемой норме закона используется формулировка «отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора».

Данная формулировка является максимально широкой и позволяет с 31.12.2017 г. выводить из-под действия 223-ФЗ («распубличивать») экспортоориентированным субъектам 223-ФЗ ФАКТИЧЕСКИ ЛЮБЫЕ ЗАКУПКИ, которые, по мнению таких заказчиков, направлены на исполнение экспортных контрактов.

К таким закупкам могут быть отнесены, например, все закупки, связанные со строительством объектов инфраструктуры, необходимых для исполнения контрактов на поставку нефти, газа и пр. (наиболее известные проекты строительства таких газопроводов - «Сила Сибири», «Северный поток -2», «Турецкий поток»).

Аналогичная ситуация и с закупками ПАО «НК «Роснефть», направленными на исполнение экспортных контрактов.

По мнению автора, указанная поправка является целесообразной в условиях фактически ведущейся экономической войны против нашего государства, а также тех гласных и негласных ограничительных (санкционных) мер, которые применяются в отношении таких субъектов 223-ФЗ.

Однако, данная норма в сочетании с выводом закупок взаимозависимых организаций госкомпаний и госкорпораций из-под действия Закона № 223-ФЗ о закупках (см. материал: Закупки у взаимозависимых юридических лиц: порядок регламентации в положении о закупке с 31.12.2017 г.) фактически делает бессмысленным  дальнейшее существование данного закона.

«Распубличивание» закупок наиболее крупных субъектов 223-ФЗ (пусть и оправданное с политической и экономической точки зрения) полностью противоречит заявленной цели реформы корпоративных закупок и   нарушает базовый принцип любого правового государства – равенству субъектов регулирования перед законом.

Получается, как в известной цитате из книги «Скотный двор» Дж. Оруэлла: «Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие». Или, по вечно актуальной идее К. Маркса: «Право-это возведённая в закон воля экономически господствующего класса...»

При этом не представляется возможным согласиться с высказыванием ряда коллег, что эти поправки являются непреднамеренными ошибками законодателя.

По мнению автора, данные изъятия из-под сферы действия 223-ФЗ явились неотъемлемым условием согласования принятия новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках (нового этапа корпоративной реформы закупок отдельных видов юридических лиц). Написание поправок в таком виде, чтобы ими могли пользоваться только субъекты, которые «равнее других», требует довольно высокого профессионального уровня исполнителя и просто не может быть случайным.

Поэтому новую редакцию Закона № 223-ФЗ о закупках никак нельзя назвать «закупочной революцией», а скорее – «закупочной контрреволюцией», поскольку ряд положений новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках выводят из-под его действия закупки наиболее крупных заказчиков, в том числе крупнейших российских нефтегазовых компаний.

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru