Цифровой (структурированный) контракт на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности с 01.04.2024 года: право или обязанность заказчиков (часть 2)

Уважаемые коллеги!

Несмотря на то, что значительная часть публикаций портала призвана разрешить вопросы, связанные с закупками обязательного аудита, в связи с чем также был проведен тематический вебинар, тема закупок обязательного аудита по-прежнему остается популярной среди читателей. Один из неоднозначных вопросов связан с порядком заключения контрактов по результатам таких закупок.

В одном из материалов В.В. Дон обратил внимание на то, что в ч. 7 ст. 15 Закона № 44-ФЗ законодатель забыл указать на ст. 51 Закона № 44-ФЗ, следовательно, заказчики-хозяйственные общества (АО, ООО) обязаны заключать цифровые контракты в соответствии со ст. 51 Закона № 44-ФЗ. Вместе с тем, столкнувшись на практике с необходимостью заключения цифрового (структурированного) контракта по результатам закупки обязательного аудита, я обратил внимание на нормы, способные изменить ранее сделанные выводы.

Итак, в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Порядок проведения электронного конкурса определен ст. 48 Закона № 44-ФЗ (данная статья Закона № 44-ФЗ имеет соответствующее наименование «Статья 48. Проведение электронного конкурса»).

ч. 1 ст. 48 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что электронный конкурс начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заключительными действиями при проведении электронного конкурса в соответствии со ст. 48 Закона № 44-ФЗ являются размещение в ЕИС и на электронной площадке - протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 1 ч. 16 ст. 48 Закона № 44-ФЗ) и предоставление разъяснений о результатах конкурса в случае их поступления (ч. 18 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). 

Далее вновь обратимся к ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", которая  указывает на то, что АО, ООО с государственным участием заключают именно договор на проведение обязательного аудита, а не контракт в электронной форме в соответствии со ст. 51 Закона № 44-ФЗ.


Читатель может удивится: ну и что из этого следует? Контракт - это же разновидность договора.


Все дело в том, что АО, ООО с государственным участием при проведении закупки обязательного аудита по определению не заключают контракты в понимании Закона № 44-ФЗ, поскольку в соответствии с п. 8.1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ «контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона». Ни одно из указанных оснований заключения контракта не подходит для случая проведения АО, ООО с государственным участием закупки обязательного аудита, следовательно, по результатам проведения закупки обязательного аудита по правилам ст. 48 Закона № 44-ФЗ заключается именно договор, а не контракт в понимании ст. 51 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ распространяется на заказчика лишь в части проведения процедуры конкурса: от размещения извещения о закупке до размещения протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). А нужно ли в таком случае заключать договор по правилам Закона № 223-ФЗ и включать его в реестр договоров будет зависеть от того, как прочитать п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ:

Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с: 7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

По мнению автора, допустимы оба варианта прочтения: и размещение договора, заключенного по результатам закупки обязательного аудита, в реестре договоров и отсутствие такого размещения (первый вариант несколько безопаснее).


P.S. Автору хорошо известно содержание совместного письма Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018, в котором указывается, что по результатам закупок обязательного аудита АО и ООО с государственным участием должны заключать контракты в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ. Эта позиция в основном транслируется и антимонопольными, и другими контролирующими органами.

Однако не могу не обратить Ваше внимание на следующие аспекты, не считая отсутствия официального статуса у указанных разъяснений законодательства: в данном письме немотивированно приравнены понятия тбора аудиторской организации" (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ) и "определения поставщика (подрядчика, исполнителя)" (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). И что более важно: письмо Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 было издано до появления в Законе № 44-ФЗ термина "контракт" (введен Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ).

P.P.S. Искренне надеюсь, что представленная в данной публикации информация не станет поводом для написания очередных обращений в Минфин и ФАС коллективом неравнодушных к правоприменительной практике закупок граждан :)

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок  в телеграм-каналевконтактедзен и ютуб-канале.

Байрашев Виталий Радикович

эксперт в сфере закупок, юрист-практик

[email protected]