Уважаемые коллеги!
Вопросам применения законодательства о стандартизации было посвящено немало
публикаций на портале. Тем интереснее, когда высказанные здесь идеи в том или ином виде реализуются в правоприменительной практике. В этой связи обратим внимание на
решение Московского УФАС России от 13.02.2024 по делу № 077/07/00-1530/2024 (извещение № 32110073290).
Cуть дела: участник закупки обжаловал действия заказчика при проведении предварительного квалификационного отбора
без ограничения срока подачи заявок в электронной форме с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для осуществления поставки специальной теплозащитной одежды из меха, летней, теплозащитной, сигнальной специальной одежды и рукавиц в 2021-2024 годах.
Один из доводов жалобы касался неправомерного применения заказчиком технических условий (ТУ) при описании предмета закупки, поскольку ТУ не являются документами, разработанными и применяемыми в национальной системе стандартизации. Как отмечает заявитель, данные ТУ отсутствуют в каталоге стандартов организаций и технических условий, размещенном на сайте ФГБУ «Институт стандартизации», что предусмотрено Приказом Росстандарта от 30.04.2021 г. № 651 (
подробнее о данном требовании законодательства рассказано здесь).
По мнению Заявителя, согласно действующему законодательству, документом национальной системы стандартизации может считаться только СТО или ТУ, которое:
1. прошло в установленном порядке соответствующую экспертизу;
2. после прохождения экспертизы было зарегистрировано в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.
Позиция антимонопольного органа: Доводы участника закупки о том, что отсутствие сведений о ТУ в каталоге стандартов организаций и технических условий свидетельствует о том, что ТУ не зарегистрированы, не находят своего подтверждения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 Порядка (утв. Приказом Росстандарта от 30.04.2021 г. № 651) регистрация ТУ в Фонде осуществляется на добровольной основе по инициативе утвердившей их организации (далее — организация). Таким образом, регистрация ТУ проводится организацией, утвердившей ТУ, в данном случае Заказчиком, по собственной инициативе, о чем также указано в письме ФГБУ «Институт стандартизации» от 08.02.2024 № ЕЛ/1062.
Так, согласно письму ФГБУ «Институт стандартизации» от 08.02.2024 № ЕЛ/1062:
«Регистрация каталожных листов продукции (далее – КЛП) осуществляется в соответствии с правилами стандартизации ПР 1323565.1.002–2018 (взамен ПР-50-718-99) «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции» по инициативе предприятий–изготовителей, желающих довести до потребителей информацию о выпускаемой продукции.
При регистрации осуществляется проверка полноты и правильности заполнения КЛП, включая соответствие номенклатуры основных потребительских характеристик продукции национальным стандартам вида «Общие технические условия» или «Технических условия» на данную продукцию. На основании информации зарегистрированных КЛП формируется банк данных «Продукция России» и реестр технических условий согласно ГОСТ Р 1.18- 2018 «Стандартизация в Российской федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации».
Обращаем Ваше внимание, что регистрация КЛП не означает регистрацию технических условий, на основе которых заполнен КЛП, в Фонде. При этом отсутствие сведений о ТУ в каталоге стандартов организаций не является основанием для запрета применения организациями ТУ, учитывая, что каталожные листы продукции прошли регистрацию.»
В настоящем случае все ТУ прошли регистрацию и внесены в реестр технических условий, размещенном в открытом доступе на сайте ФГБУ «Российский институт стандартизации» в соответствии с требованиями ГОСТ.
В свою очередь, участником закупки не представлено доказательств, каким образом отсутствие сведений о ТУ в каталоге стандартов организаций ограничивает конкуренцию и препятствует подаче заявки, учитывая, что сведения о ТУ содержатся в реестре технических условий. При этом ссылка участника закупки только на пункт 218 Положения о закупке в данном случае не состоятельна, поскольку указанный пункт трактуется Заявителем в отрыве от иных пунктов Положения о закупке. В частности подпункт 4 пункта 216 Положения о закупке устанавливает обязанность Заказчика при установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам руководствоваться, в том числе требованиями локальных стандартов, к которым относятся ТУ.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований действующего законодательства и признает жалобу участника закупки в указанной части необоснованной.
Позиция эксперта В.Р. Байрашева: В целом стоит согласиться с позицией антимонопольного органа о правомерности использования заказчиками ТУ при описании объекта закупки. В данном случае важно подчеркнуть, что ТУ были размещены в составе документации, что позволяло всем желающим с ними ознакомиться с целью изготовления продукции, отвечающей требованиям заказчика.
В то же время нельзя не отметить, что доводы жалобы участника закупки существенно отличались от выводов, к которым пришел антимонопольный орган. Участник закупки заявлял о неправомерном использовании ТУ при описании объекта закупки, исходя из того, что ТУ, использованное заказчиком, не было включено в Федеральный информационный фонд стандартов. И поскольку только включенные в Федеральный информационный фонд стандартов ТУ являются документами национальной системы стандартизации, то использование заказчиком ТУ, не включенных в указанный фонд, вероятно, требовало бы включения в документацию о закупке обоснования неиспользования заказчиком документов национальной системы стандартизации.
Те ТУ, которые использовал заказчик, были зарегистрированы 03.11.2020 г., то есть еще принятия Федерального закона от 30.12.2020 № 523-ФЗ, которым и была предусмотрена возможность регистрации ТУ в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные ТУ (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"). Следовательно, использованные заказчиком ТУ нельзя отнести к документам национальной системы стандартизации, что подтверждает доводы участника закупки.
В рассматриваемом решении Московского УФАС России куда большее внимание уделяется совершенно иной процедуре, не упомянутой в Законе № 223-ФЗ. Речь идет о реестре технических условий, введенном ГОСТ Р 1.18-2018 «Стандартизация в Российской Федерации. Реестр технических условий. Правила формирования, ведения и получения информации» (
подробнее об этом рассказано здесь). Данный реестр не относится к Федеральному информационному фонду стандартов, о чем справедливо говорит ФГБУ «Российский институт стандартизации» в вышеуказанном письме ФГБУ «Институт стандартизации» от 08.02.2024 № ЕЛ/1062.
Тем не менее, смешение этих понятий не повлияло на правильность принятого решения, так как заказчиком проводилась не процедура конкурентной закупки, предусматривающая обязанность использования документов национальной системы стандартизации и обоснование неиспользования таких стандартов, а процедура предварительного квалификационного отбора, которая Законом № 223-ФЗ фактически не регламентирована и потому проводится в соответствии с положением о закупке заказчика.
***
Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?
Заходите на специальную страницу нашего портала.
Еще больше практики закупок в телеграм-канале, вконтакте, дзен и ютуб-канале.