Господа эксперты, не надо "гнать" на Минстрой и ФНС России или ещё раз о практических последствиях для заказчиков нового сервиса оценки юридических лиц

Уважаемые коллеги!

На нашем портале ранее были размещены материалы, посвященные новому сервису оценки юридических лиц от ФНС России:

О новом инструменте оценки финансово-хозяйственного состояния юридических лиц

Новое в оценке заявок на участие в закупках (44-ФЗ, 223-ФЗ): применение заказчиками методики, утвержденной приказом ФНС России от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@, для оценки квалификации участников

ФНС России внесло изменения в форму выписки из сервиса оценки юридических лиц (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Помимо этих материалов во всех справочно-правовых системах вчера – 07.02.2024 г. появилось совместное письмо Минстроя и ФНС России от 26 января 2024 г. №№ 3874-ИФ/00, ЕД-17-31/216 «О совместной позиции Минстроя России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица, позволяющего определить его финансово-хозяйственное состояние».

В этом письме ведомства рекомендуют использовать заказчикам новый сервис оценки юридических лиц, позволяющий получать достоверные и актуальные сведения о финансово-хозяйственной и иной деятельности потенциальных подрядчиков, в своей договорной (контрактной) работе.

При этом автор, знакомясь с обсуждениями этого совместного письма, с удивлением, обнаружил, что многие эксперты по закупкам вообще не понимают, зачем этот дополнительный инструмент (сервис) ФНС России нужен заказчикам.

Так, эксперты утверждают, что данные выписки из этого сервиса доступны только самим поставщикам (подрядчикам, исполнителям), которые являются только юридическими, но не физическими лицами. Поэтому применение данного инструмента в закупках якобы ограничено и не имеет для заказчиков никакого практического значения.

В связи с этим автор обращает внимание заказчиков и экспертов, делающих подобные заявления, на то, что закупочная деятельность связана не только с соблюдением законодательства в сфере закупок, но и требований налогового законодательства РФ.

При этом само по себе заключение договора (контракта) в рамках Закона № 44-ФЗ или Закона № 223-ФЗ, в том числе по результатам закупочных процедур, не освобождает заказчика от обязанности проявлять так называемую коммерческую (ранее использовался термин «должная») осмотрительность при выборе контрагента и от обязанности проверять представленные им документы.

Так, даже если договор (контракт) был заключен заказчиком по результатам конкурентной процедуры закупки с контрагентом, который не является плательщиком налога и фактически осуществляет свою хозяйственную деятельность только формально, то ФНС России в рамках исполнения требований статьи 54.1 Налогового кодекса РФ может доначислить заказчику подлежащие уплате налоги.

При этом ни Закон № 223-ФЗ, ни Закон № 44-ФЗ не являются для налогового органа каким-либо препятствием для взыскания недоимки по налогам.

Обращаю внимание заказчиков и экспертов о том, что речь может идти не о десятках или сотнях тысяч рублей за административные правонарушения в сфере закупок, а о миллионах и миллиардах рублей взыскиваемых сумм недоимки по налогов, а также штрафов и пени.

Данному вопросу был посвящен один вебинаров, который проводился автором в 2021 году.

Что касается совсем свежей практики, то можно привести два кейса.

Пример 1. Дело о привлечении фиктивных субподрядчиков в г. Севастополь (дело № А84-1101/2023)

Согласно материалам дела заказчик в течение 3, 4 кварталов 2018 года по результатам  конкурентных закупок, проведенных на электронной торговой площадке в рамках Закона № 223-ФЗ, выбрал подрядчика для выполнения строительных работ.

В ходе налоговых проверок было установлено, что выбранные по результатам конкурентных процедур подрядчик не имеет в штате физических лиц, которые реально выполняли бы эти строительные работы заказчику.

При этом денежные средства на оплату работ по договорам подряда выводились через заключение договоров с субподрядными организациями, которые не имеют материально-технических ресурсов, специализированных кадров, кроме того, имеют признаки «технических», привлеченных с целью создания формального документооборота по НДС, участие которых в выполнении рассматриваемых работ не подтверждено. В связи с этим налоговые органы отвергли доводы заказчика-налогоплательщика о том, что подрядчик-контрагент, отобранный по результатам конкурентных процедур закупок, правомерно задекларировал НДС в соответствующем периоде.

Арбитражный суд г. Севастополя в своём решении от 12.12.2023 г. по данному делу № А84-1101/2023 поддержал налоговиков в споре с заказчиком, указав следующее.

"Тот факт, что договоры от 26.06.2018 и от 18.07.2018 заключены в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг, то есть на конкурентной основе, а акты выполненных работ и счета-фактуры оформлены с соблюдением всех действующих норм законодательства, не является безусловным основанием для признания выводов налогового органа об отсутствии законных оснований для предъявления НДС к вычету по документам, составленным спорным контрагентом.

Даже в ходе закупочных процедур, налогоплательщик должен проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, а также проверять доступными средствами документы, предъявляемые его контрагентами, как действующими, так и будущими".

Пример 2. Дело о привлечении фиктивного генподрядчика в г. Новосибирске (дело № А27-11409/2023)

Другим примером является дело, которое было рассмотрено Арбитражным судом Кемеровской области.

В рамках дело было установлено, что заказчик привлёк для выполнения подрядных работ на своём объекте в г. Новосибирске ООО.

Однако, в ходе налоговой проверки было установлено, что ООО является технической компанией, не имеющей возможности нести какие-либо расходы, а также является экономически подконтрольной проверяемому налогоплательщику, что по своей сути свидетельствует о том, что указанные в банковской выписке ООО операции фактически осуществлялись самим заказчиком.

В отношении ООО в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что организация зарегистрирована 24.07.2014, основной вид деятельности – производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; среднесписочная численность в 2019 году составляла 0 человек, в 2020 году – 2 человека; у ООО отсутствовали имущество, складские помещения, земельные участки и транспортные средства.

Согласно данным ЕГРЮЛ руководителем ООО значится Садовская О.В., из свидетельских показаний которой следует, что она являлась номинальным руководителем и учредителем, информацией о финансово-хозяйственной деятельности организации не владеет, договор с заказчиком не подписывала, когда был заключен договор с заказчиком ей неизвестно, также она не подписывала счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.

По расчетным счетам ООО отсутствовали операции, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности (за электроэнергию, за аренду помещения, услуги связи, аренду спецтехники и т.д.).

Также налоговым органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о фиктивности конкурсной процедуры, по результатам проведения которой было привлечено ООО, а именно ООО выбрано победителем конкурсной закупки, при том, что ООО не соответствовало критериям, предъявляемым заказчиком к подрядной организации, в частности размеру выручки за прошлые периоды от аналогичного вида работ, таким образом, предъявляемые требования к подрядчику не позволяли заказчику заключить с ООО договор.

Кроме того, установлены отличия от аналогичных хозяйственных операций по проведению конкурсных процедур выраженных в размещении конкурсной закупки без указания цены контракта и отсутствие в размещенной конкурсной закупке смет на выполнение работ, что способствовало отсутствию участия в конкурсе иных реальных подрядчиков. Также заказчиком был представлен акт-допуска для производства строительно-монтажных работ на территории действующего производственного объекта от 01.06.2019 г. с ООО, который был подписан до признания ООО победителем по конкурсной закупке.

Автор обращает внимание читателей, что эти два примера были найдены им менее чем за 10 минут, поскольку таких споров между заказчиками и налоговыми органами в стране десятки, если не сотни.

Таким образом, вопреки позиции ряда экспертов, мышление и кругозор которых ограничены исключительно рамками законодательства в сфере закупок, налоговые органы также как и правоохранительные и суды не связаны нашим отраслевым законодательством и могут давать оценку номинального (фиктивного) документооборота в отношении участников закупок, являющихся техническими компаниями (в том числе и в случаях, когда такие участники отобраны заказчиками по результатам конкурентных процедур закупок).

Поэтому в закупочной деятельности необходимо учитывать и правовые позиции ФНС России и арбитражных судов по вопросу о том, как заказчикам-налогоплательщикам проявлять коммерческую осмотрительность при выборе контрагентов.

В большинстве случае налоговые органы связывают такую коммерческую осмотрительность с обязательным использованием для проверки контрагентов соответствующих сервисов самой ФНС России.

Одним из таких инструментов является новый инструмент оценки деятельности юридических лиц через получение данных из АИС «Налог-3», предлагаемый налоговиками.

С учётом складывающейся правоприменительной практики, для ряда заказчиков, претендующих на возмещение налогов (например, того же НДС), данный сервис ФНС России носит фактически не рекомендательный, а фактически добровольно-принудительный характер.

Если ФНС России рекомендует использовать такие сервисы для проверки участников закупки – контрагентов и это не представляет никаких проблем запросить такие выписки в процессе исполнения договора (контракта) для участников (пояснение: для участников закупки они (выписки) бесплатны и поэтому заказчик может требовать их при исполнении договора (контракта), то, наверное, заказчику нет никакого практического смысла создавать себе проблемы их отсутствием при возможном проведении налоговой проверки.

Естественно, эксперты могут начать втыкать иголки в изображение автора, который поставил под сомнение их компетентность и здравомыслие, но это на фактическую реальность (действительность) – позиции ФНС России и арбитражных судов по изложенному вопросу никак не изменит.

Более подробно с проблемами должной осмотрительности при проведении закупок можно ознакомиться в прилагаемом вебинаре Дон В.В. 2021 года (несмотря на то, что прошло уже более 2-х лет в этой части судебная практика не изменилась).

***

Интересуетесь качественным обучением практике закупок по Закону № 223-ФЗ? Требуется индивидуальная консультация по сложным ситуациям?

Заходите на специальную страницу нашего портала.

Еще больше практики закупок ищите в телеграм-каналвконтактедзен и ютуб-канале.

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru