Верховный Суд РФ даст оценку правомерности оценки заказчиком ценовых предложений участников закупки с учётом НДС

21.04.2021 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ поставит точку в спорах между заказчиками и антимонопольными органами по вопросу правомерности приведения ценовых предложений участников закупки, применяющих и не применяющих НДС, к единому базису при оценке заявок.

Как следует из материалов дела № А56-75118/2019, заказчиком - акционерным обществом «Морской порт Санкт-Петербург» (далее – порт, заказчик) на официальном сайте ЕИС 25.04.2019 было опубликовано извещение № 31907817157 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на уборку помещений и договора на уборку территории от грязи и снега, благоустройство и содержание озеленяемых объектов вокруг зданий.

Согласно протоколу подведения итогов от 22.05.2019 № 80/2 СБ-АСТ на участие в запросе предложений поданы и допущены к итоговой оценке заявки участников ООО «СпецТехАренда» и ООО «Фасилитек», победителем  признано  ООО «Фасилитек».

В антимонопольный орган – Санкт-Петербургое УФАС поступила  жалоба  ООО «СпецТехАренда» на положения закупочной документации, в обоснование которой заявитель указал на установление в пункте III.D.2.15  закупочной документации незаконного условия о сопоставлении ценовых предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения:

«III.D.2.15           В случае если в Запросе предложений принимают участие Участники, работающие с НДС и Участники, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, то для обеспечения равной и объективной оценки заявок Участников сравнение предложений по критерию «Цена товаров/выполнения работ/оказания услуг» производится по цене с учетом НДС.»

То есть в данном случае заказчиком в отличие от общераспространённой практики использования цен предложений участников без учета НДС в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используется обратный подход:

- предложения участников закупки по критерию «цена договора» приводятся к единому базису путем не вычета суммы НДС к ценам участников, являющихся плательщиками НДС, а путём прибавления суммы НДС к ценам, предлагаемых участниками закупки, не являющимися плательщиками НДС.

Антимонопольный орган посчитал пункт III.D.2.15 закупочной документации о сравнении предложений участников закупки, применяющих разные системы налогообложения, по критерию цены с учетом НДС, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, нарушает положения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, является дискриминационным и нарушает права потенциальных участников закупки, не являющихся плательщиками НДС.

Решением Санкт-Петербургского УФАС России от 11.06.2019 жалоба признана обоснованной, а заказчику выдано предписание об устранении нарушений закона.

Считая вышеназванные ненормативные правовые акты антимонопольного органа незаконными, порт обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать их недействительными.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020, заявленные портом требования удовлетворены.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 21.10.2020 оставил решение суда первой инстанции от 06.02.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.05.2020 без изменения.

Определением судьи Верховного Суда РФ № 307-ЭС20-21065 от 17.03.2021 г. кассационная жалоба Санкт-Петербургского УФАС России передана вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

При этом судья Верховного Суда РФ, передавший жалобу на рассмотрение, посчитал доводы антимонопольного органа заслуживающими внимания, поскольку порт не просто прибавил при оценке НДС к ценовым предложениям участников, не применяющих НДС, но ещё и указал в в пункте III.D.2.15 закупочной документации следующее:

«III.D.2.15…Договор по результатам Запроса предложений будет заключен на условиях предложения Участника по цене договора: с учетом НДС – с плательщиками НДС, без учета НДС – с Участниками, не являющимися плательщиками НДС.»

***

Зачем заказчик занялся таким «экспериментированием» остаётся автору непонятным:

- что мешало использовать многолетнюю сложившуюся практику по приведению ценовых предложений к единому базису сравнения ценовых предложений без учёта НДС, поддерживаемую ранее в том числе и Верховным Судом РФ, является загадкой?

Однако, данная ошибка заказчика была замечена и использована антимонопольным органом и может повлечь пересмотр всей существующей практики по использованию базиса сравнения ценовых предложений для участников, применяющих различные системы налогообложения, если Верховный Суд РФ удовлетворит данную кассационную жалобу Санкт-Петербургского УФАС.  Такой пересмотр практики оценки ценовых предложений участников закупки, применяющих различные системы налогообложения, неизбежно повлечёт новый виток судебных споров между заказчиками и антимонопольными органами по этому вопросу не только на территории Северо-Западного, но и других округов.

Ссылка на карточку дела № А56-75118/2019

***

Экспертная аналитика, свежие новости 223-ФЗ и практические кейсы доступны также в наших группах в социальных сетях:

Паблик (группа)  ВКонтате:  https://vk.com/public198885932

Паблик (группа) Facebook: https://www.facebook.com/groups/240890847361482

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок

dir@baltictender.ru