Закон № 223-ФЗ о закупках: обзор изменений в 2020 году

Уважаемые Коллеги!

На протяжении уходящего 2019 года, в том числе в самом конце прошлого года, был принят ряд изменений в законодательство РФ о закупках отдельными видами юридических лиц, которые начнут действовать в 2020 году.

В связи с этим руководителем Балтийского тендерного центра В.В. Доном по просьбе нашего информационного портала (www.zakupki.portal.ru) подготовлен  настоящий обзор основных изменений 223-ФЗ в 2020 году, с которыми следует ознакомиться специалисту по закупкам в 2020 году.

Для удобства чтения каждое изменение сопровождается указанием:

- сути изменений;

- даты начала действия изменений;

- практических последствий изменений.

1-е изменение: изменён порядок планирования закупок в части уточнения информации, не включаемой заказчиком в план закупки.

Суть изменений:

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – Постановление № 1906) скорректирован пункт 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 (далее – Правила формирования плана закупки).

Новая редакция указанного пункта Правил дублирует положения части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках, согласно которому не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ о «распубличивании» закупок, не относящихся к гостайне,  в соответствии с частью 16 статьи 223-ФЗ (в частности, распоряжения Правительства РФ от 19.10. 2017 г. № 2298-р, от 27.09.2016 г. № 2027-р, от 24.12.2015 года № 2662-р, от 23.04.2013 г. № 671-р).

При этом заказчик вправе не размещать в плане закупки информацию о закупках, указанных в пунктах 1 - 3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках:

1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей, а для заказчиков с годовой выручкой за отчётный финансовый год более 5 млд. рублей информацию о закупке таких товаров, работ, услуг на сумму не более 500 тыс. рублей;

2) о закупке ряда финансовых услуг и операций (вклады, в том числе депозитные, получение кредитов и займов, доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, получение банковских гарантий и поручительств, расчётно-кассовое обслуживание, включая аккредитивы, брокерские услуги и услуги депозитариев);

3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, сделками в отношении недвижимого имущества.

Условием невключения таких закупок (пояснение: закупки, перечисленные в пунктах 1-3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ) является принятие соответствующего решения заказчика об этом.

Дата начала действия изменений:

Данные изменения вступили в силу с 01 января 2020 г.

Практические последствия изменений:

На первый взгляд, перечисленные изменения в порядке планирования закупок, носят чисто технический характер и направлены на приведение Правил формирования плана закупки, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932, в соответствии с новой редакцией части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ).

Однако, в отличие от действующей редакции части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках буквальное толкование пункта 4 Правил формирования плана закупки требует от заказчика принятия какого-то специального решения о неразмещении информации, закупках, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 15 статьи 4 223-ФЗ.

Содержание части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках

Содержание пункта 4 Правил формирования плана закупки

Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:

1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей;

2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

В план закупки может не включаться информация о закупках, указанных в пунктах 1 - 3 части 15 статьи 4 Федерального закона, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в единой информационной системе.

При этом остаётся непонятным, что имели в виду разработчики данных изменений: о принятии такого решения свидетельствует сам план закупки, в который заказчиком не включены данные закупки по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ), или это какое-то отдельное решение заказчика, оформленное, например, организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением или др.)?

Данный вопрос является далеко не теоретическим, поскольку невключение в план закупки информации о закупках товаров, работ, услуг, предусмотренных пунктами 1-3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в отсутствие решения заказчика об этом, оформленного в виде отдельного документа, может быть квалифицировано некоторыми территориальными управлениями ФАС России и органами прокуратуры РФ, как неразмещение информации в ЕИС со всеми вытекающими правовыми последствиями.   

То есть повлечь наложение административного штрафа по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ о административных правонарушениях на лиц, ответственных за размещение информации в ЕИС, в размере от 30 до 50 тыс. рублей; на организацию-заказчика – от 100 до 300 тыс. рублей. 

В связи с этим, по мнению автора, в целях «защиты от дурака» - неадекватных проверяющих целесообразно оформить решение заказчика о неразмещении информации о закупках, предусмотренных пунктами 1-3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ (в том числе о закупках «до 100/500 тыс. рублей), отдельным распорядительным документом заказчика. Также возможно включение такого решения о неразмещении данной информации непосредственно в положении о закупке.

Наверное, предлагаемая мера может показаться специалистам по закупкам излишней «перестраховкой», но проблема дураков, как и проблема дорог, как говорил один известный классик, в России всегда актуальна. Причём, по нашей исторической традиции, обе проблемы обостряются в России   именно зимой и, в особенности, в декабре (в то время, когда наш любимый «регулятор» - Минфин России штампует на скорую руку свои непродуманные изменения в законодательство в сфере закупок).

2-е изменение: установлен срок на внесение изменений в план закупки при осуществлении конкурентной закупки.

Суть изменений:

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 в новой редакции изложен пункт 9 Правил формирования плана закупки:

9. При осуществлении конкурентной закупки внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее  размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке или вносимых в них изменений.

Таким образом, из указанной нормы Правил формирования плана закупки следует, что включение информации о конкурентной закупке осуществляется заказчиком в план закупки:

1) или в срок не позднее размещения в ЕИС извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки;

2) или в срок не позднее размещения в ЕИС изменений в такое извещение, документацию конкурентной закупки.

То есть, исходя из буквального толкования данной новеллы, следует, что размещение в ЕИС извещения и документации конкурентной закупки возможны без включения такой закупки в план закупки: главное, чтобы такая конкурентная закупка была включена в план закупки до внесения в неё изменений.

Однако, данное положение противоречит существующему функционалу ЕИС, который не позволяет опубликовать закупку, не включённую заказчиком в план закупки (!).

Более того, при проведении конкурентных закупок в электронной форме информация о таких закупках размещается первоначально на электронных площадках и затем посредством интеграции с электронной площадкой размещается в ЕИС (см. ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

При этом провести такую интеграцию и опубликовать в ЕИС конкурентную закупку, не включённую в план закупки, в настоящее время физически невозможно.

Дата начала действия изменений:

Эти изменения начали действовать с 01 января 2020 г.

Практические последствия изменений:

Каких-либо последствий в виде изменения существующего порядка размещения первоначального извещения и документации о конкурентную закупку, на взгляд автора, данные поправки не повлекут. По-прежнему, формирование и размещение извещения о конкурентной закупке будет осуществляться заказчиком на основании позиции плана закупки в структурированной форме.

Однако, может возникнуть другая неприятная для заказчиков проблема:

- часть проверяющих - сотрудников территориальных управлений ФАС России, органов прокуратуры РФ, органов ведомственного контроля будет толковать новую редакцию пункта 9 Правил формирования плана закупки, как обязывающую заказчика при внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке вносить изменения в план закупки.

Делать они это, по мнению автора, будут путём выборочного чтения данного пункта Правил формирования плана закупки:

9. При осуществлении конкурентной закупки внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке ...вносимых в них изменений.

Конечно, буквальное прочтение пункта 9 Правил формирования плана закупки опровергает подобную трактовку этой новеллы законодательства: в ней идёт речь только о том, что изменения в план закупки должны быть размещены либо до публикации извещения, документации конкурентной закупки, либо до внесения в них изменений.

Но это, к сожалению, не предотвратит привлечение части заказчиков и специалистов, ответственных за размещение информации о закупке в ЕИС, к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс.  до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей).

3-е изменение: будет изменён порядок ведения реестра договоров в части включения в реестр информации о стране происхождения поставляемого и поставленного товара, в том числе при выполнении работ, оказании услуг.

Суть изменений:

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 внесены изменения в подпункты д) и з) пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 (далее – Правила ведения реестра договоров).

Согласно указанным изменениям в Реестр договоров по 223-ФЗ заказчики будут обязаны вносить сведения о наименовании страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг).

О каком именно классификаторе в поправках не сказано, но, видимо, речь идёт об ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 Общероссийском классификаторе стран мира, принятом и введённом в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст.

Причём такие сведения о наименовании страны происхождения товара будут вноситься заказчиком дважды:

1) при первоначальной регистрации договора;

2) при исполнении договора в отношении фактически поставленного товара.

Кроме того, в соответствии с изменениями заказчики обязаны будут вносить информацию в Реестр договоров о наименовании страны происхождения товара не только при поставках товара, но и при выполнении работ, оказании услуг:

«в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг».

Дата начала действия изменений:

Данные изменения вступят в силу с 01 апреля 2020 г.

Практические последствия изменений:

Читать данные изменения в Правилах ведения реестра договоров без сопровождения ненормативной лексикой интеллектуальных способностей разработчиков этого «новогоднего подарка» от «регулятора» - Минфина России очень трудно по следующим объективным причинам:

Причина 1: действующее законодательство РФ о закупках отдельными видами юридических лиц не обязывает участников закупки указывать наименование страны происхождения товара в своих заявках на участие в закупках.

Даже при предоставлении заказчиком приоритета товарам российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 (далее – Постановление № 925), отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. В этом случае такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров (см. подп. г) пункта 5 Постановления № 925).

Поэтому непонятно, на каком основании заказчик, сможет требовать эти сведения о наименовании страны происхождения товара от участников закупки?!

Даже если заказчик внесёт корректировки в положение о закупке в части обязательности указания этой информации о наименовании страны происхождения товара, то данные сведения невозможно будет истребовать у участника закупки при предоставлении приоритета в рамках Постановления № 925, ибо положение о закупке не может противоречить постановлению Правительства РФ.

В связи с этим складывается впечатление, что ответственные сотрудники Минфина России, разрабатывавшие данные поправки, вообще не читали ни Закон № 223-ФЗ, ни Постановление № 925.

Причина 2: непонятно, что имеют в виду авторы данной новеллы при установлении обязанности заказчика указывать наименование страны происхождения товара при выполнении работ, оказании услуг «в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг».

Речь идёт о любом товаре, используемом при выполнении работ, оказании услуг: например, строительные материалы (кирпичи, цемент, клей и т.п.), используемые при выполнении работ? Или речь идёт исключительно о поставляемом оборудовании: например, технологическом оборудовании (лифт и т.п.), поставляемом при тех же строительных работах?

Причина 3: указанные поправки не только влекут повышение нагрузки на специалистов по закупкам и ведут к росту административно-технических издержек для заказчиков на сопровождение своей закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ, но и являются абсолютно бессмысленными с практической точки зрения.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливается приоритет международных договоров в случае противоречия их российским законам.

В связи с этим частью 2 статьи 18 Федерального закона от 31.12.2014 №488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" приоритет российской промышленной продукции над иностранной может предоставляться в случаях, не противоречащим международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с соглашением о ВТО, участником которого является Российская Федерация, - пунктом 4 статьи III части II ГАТТ 1947 года товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. 

Исключением из данного правила на основании подпункта "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и даёт основания устанавливать изъятия из национального режима (запреты, ограничения, условия допуска) иностранной продукции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках законодательства РФ о контрактной системе.

Однако, большинство закупок в рамках 223-ФЗ даже при внесении в последний соответствующих поправок не может быть квалифицировано с учётом юридической практики ВТО, как «закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей» (см., например, Соглашение по правительственным закупкам ГАТТ/ВТО).

С учётом изложенного товарам из государств-членов ВТО при осуществлении закупок в рамках 223-ФЗ должен и будет предоставляться национальный режим при осуществлении закупок на территории Российской Федерации до тех пор, пока наше государство является членом ВТО.

При таких обстоятельствах с точки зрения логики и здравого смысла непонятно, зачем заставлять заказчиков фиксировать в закрытой части Реестра договоров наименование страны происхождения товаров, в том числе «в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг».

Наверное, разработчики данной поправки зачем-то хотят узнать, сколько товаров из государств, входящих в ВТО, закупается в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках?

Либо, что более вероятно, ответственные исполнители из Минфина России имитируют таким образом бурную деятельность по псевдоподдержке отечественного производителя?

Либо это норма придумана вовсе не сотрудниками «регулятора» - Минфина России, а сотрудниками федерального органа исполнительной власти, ответственного за функционирование ЕИС – Федерального казначейства, которым понадобилось «освоить» очередные сотни миллионов рублей из федерального бюджета на «совершенствование» функционала ЕИС в рамках 223-ФЗ»?

Либо авторами изменений являются сотрудники центрального аппарата ФАС России, которые, как говорится, «не мытьём, так катаньем» пытаются искусственно увеличить долю административных правонарушений, совершаемых заказчиками в рамках 223-ФЗ и выявляемых данной службой? А что, очень удобно: практически каждому заказчику можно будет вменить состав административного правонарушения по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, за неразмещение в Реестре договоров информации о наименовании страны происхождения товара, если не при поставке товара, то при выполнении работ или оказании услуг?

Точный ответ на этот вопрос автору неизвестен, поэтому выбор варианта ответа оставляем на усмотрение читателей.

4-е изменение: внесены изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.

Суть изменений:

Постановлениями Правительства РФ от 01.08.2019 № 1001 и от 18.09.2019 № 1205 внесены следующие изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее – Постановление № 1352):

1) годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) для заказчиков, подпадающих под действие Постановления № 1352, увеличен с 18 % до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных такими заказчиками по результатам закупок;

2) годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить заказчикам в рамках Постановления № 1352 по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, увеличен с 15 % до 18 % от совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению;

3) срок оплаты по договорам с субъектами МСП сокращён с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Дата начала действия изменения:

Изменения вступили в силу с 01.01.2020 года.

Практические последствия изменений:

Указанные изменения необходимо учитывать заказчикам, подпадающим под действие Постановления № 1352, при планировании и осуществлении закупок, в том числе при подготовке проектов договоров по результатам таких закупок.

5-е изменение: вводятся преференции для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", при осуществлении закупок в рамках 223-ФЗ.

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ предусмотрено проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в ряде субъектов Российской Федерации:

1) с 1 января 2019 года в г. Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан;

2) с 1 января 2020 года в г. Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

Данный эксперимент проводится в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса РФ с целью легализации доходов физических лиц в РФ до 31 декабря 2028 года включительно.

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на этот специальный налоговый режим в порядке, установленном федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

При этом статьёй 2 федерального закона от 27.12.2019 № 474-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"  предусмотрено распространение положений Закона № 223-ФЗ о закупках, касающихся участия субъектов МСП, на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Таким образом, такие физические лица смогут получать меры поддержки, предусмотренные Законом № 223-ФЗ для субъектов МСП при осуществлении закупок заказчиками, подпадающими под действие Постановления № 1352:

- квотирование обязательного объема закупок у таких субъектов;

- фиксированный срок оплаты за поставленную продукцию (не более 15 рабочих дней с даты приёмки);

-  участие в программах партнерства и развития.

Дата начала действия изменения:

Эти поправки начнут действовать с 28.03.2020 года.

Практические последствия изменений:

Реализация данной новеллы Закона № 223-ФЗ заказчиками на момент настоящего написания настоящего обзора невозможна без внесения соответствующих изменений в Постановление № 1352 в части поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" либо принятия отдельного акта Правительством РФ, регламентирующего такую поддержку данной категории физлиц в рамках 223-ФЗ.

Такие изменения должны дать ответы в том числе и на следующие вопросы:

1. Учитывается ли объём закупок у физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в общем объёме закупок у субъектов МСП в рамках Постановления № 1352 или это отдельная категория закупок со своим квотированием доли закупок?

2. Какой документ предоставляется заказчику участником закупки-физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», для подтверждения своего статуса (пояснение: статьёй 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" не предусмотрено какого-либо специального документа, подтверждающего применение данного специального налогового режима, либо реестра физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и применяющими такой режим)?

3.  Предоставляются ли преференции при проведении закупок в рамках 223-ФЗ всеми заказчиками на территории Российской Федерации или только заказчиками, подпадающими под действие Постановления № 1352 и исключительно на территории тех субъектов РФ, где проводится данный эксперимент с этим специальным налоговым режимом:

- в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской, Калужской Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан?

6-е изменение: установлены особенности формирования 3-х летнего раздела о закупке у субъектов МСП для заказчиков, определённых Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Суть изменений:

В соответствии с частью 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 данного закона, должен содержать, формируемый на срок не менее чем 3 года, раздел о закупке у субъектов МСП в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов МСП.

Исходя из содержания пункта 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ речь идёт 2-х категориях заказчиков

1. Конкретные заказчики, определенные распоряжениями Правительства РФ от 6 ноября 2015 года № 2258-р (ред. от 21.12.2019) и от 19 апреля 2016 года №717-р (ред. от 21.12.2019) и в отношении планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится оценка соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках.

2. Заказчики, в отношении утверждённых планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится мониторинг соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках.

Такие заказчики определяются по критериям, установленным пунктом 4 постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга".

Таким образом, речь идёт не о всех заказчиках, подпадающих под действие Постановления № 1352 и обязанных осуществлять меры поддержки субъектов МСП при осуществлении закупок, а только о тех заказчиках, в отношении планов закупок которых проводится оценка соответствия или мониторинг соответствия на предмет соблюдения требований законодательства об участии субъектов МСП закупках.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 Правила формирования плана закупки, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932, дополнены положениями об особенностях формирования специального раздела о закупках у субъектов МСП для этих двух категорий заказчиков, определённых Правительством РФ.

Так, согласно пункту 1(1) новой редакции Правил формирования плана закупки план закупки заказчиков, определяемых в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, должен содержать специальный раздел об участии субъектов МСП в закупке, формируемый с учетом следующих особенностей:

1) на первый год реализации план закупки должен содержать все сведения, предусмотренные установленной формой плана закупки;

2) на второй год реализации в план закупки не включатся следующие сведения:

- единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

- сведения о количестве (объеме) закупаемой продукции в натуральном выражении;

- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

- способ закупки;

- сведения о проведении закупки в электронной форме;

- об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных пунктом 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. №1352.

3) на 3-й год реализации в план закупки не включаются те же сведения, что и для 2-го года реализации, а также дополнительно следующая информация:

- планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

- срок исполнения договора (год, месяц).

При этом в форму плана закупки товаров (работ, услуг), утверждённую постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932, внесены также следующие изменения:

- вместо объёма закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты МСП, заказчиком указывается теперь объем закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты МСП, предусмотренный в части, касающейся первого года реализации 3-х летнего раздела об участии в закупке субъектов МСП.

То есть данный объём закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты МСП, отражается заказчиком только на текущий год реализации раздела об участии в закупке субъектов МСП.

Указанный объём также учитывается и в целях проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия при планировании закупок в рамках 223-ФЗ.

Дата начала действия изменения:

Изменения вступили в силу с 01.01.2020 г.

Практические последствия изменений:

Данными изменениями в части планирования закупок необходимо руководствоваться заказчикам, в отношении планов закупок которых проводится оценка соответствия или мониторинг соответствия на предмет соблюдения требований законодательства об участии субъектов МСП закупках.

7-е изменение: скорректированы перечни конкретных заказчиков, чьи планы закупки подлежат оценке соответствия

Суть изменений:

Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 3133-р внесены изменения в распоряжения Правительства РФ от 6 ноября 2015 г. № 2258-р и от 19 апреля 2016 г. № 717-р, которые определены заказчики федерального и регионального уровня, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов РФ оценке соответствия требованиям законодательства РФ об участии в закупке субъектов МСП.

Так, в федеральном перечне (утв. распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 г. № 2258-р) добавлено 363 новых заказчика, а также исключено из этого перечня 117 заказчиков.

В региональном перечне (утв. распоряжением Правительства от 19.04.2016 г. № 717-р) появилось 3 новых раздела – «Республика Тыва», «Тверская область», «Город Севастополь», а также произведена корректировка организаций-заказчиков по разделам: «Республика Башкортостан», «Республика Бурятия»,  «Республика Карелия», «Республика Марий Эл», «Удмуртская Республика», «Алтайский край», «Камчатский край», «Краснодарский край», «Красноярский край», «Вологодская область», «Иркутская область», «Кемеровская область», «Московская область», «Мурманская область», «Нижегородская область», «Оренбургская область», «Ростовская область», «Самарская область», «Саратовская область», «Сахалинская область», «Свердловская область», «Тамбовская область», «Тульская область», «Тюменская область», «Челябинская область», «Ярославская область», «город Москва», «город Санкт-Петербург», «Ненецкий автономный округ».

Дата начала действия изменения:

Изменения действуют с 21.12.2019 г.

Практические последствия изменений:

Специалисту по закупкам после выхода на работу необходимо проверить наличие или отсутствие своей организации в указанных перечнях. В случае включения организации-заказчика в перечень необходимо при подготовке плана закупки сформировать 3-х летний раздел о закупке у субъектов МСП – см. 6-е изменение данного обзора.

8-е изменение: при проведении конкурса или аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, осуществляется в режиме реального времени фиксация, включая видеофиксацию, информации о действиях, бездействии, совершаемых на электронной площадке

Суть изменений:

С Нового года вступил в силу пункт 3 Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 883 (ред. от 02.08.2019) (далее – Правила фиксации на электронной площадке).

Согласно изменениям, при проведении конкурса или аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, осуществляется автоматизированный процесс сбора, протоколирования, хранения и обработки информации о следующих действиях, бездействии, совершаемых на электронной площадке:

1) при аккредитации на электронной площадке;

2) при направлении запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, а также предоставлении разъяснений заказчиков на такой запрос;

3) об извещениях об осуществлении закупок;

4) информации о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке;

5) направлении оператором электронной площадки информации в банк в целях блокирования и прекращения блокирования денежных средств, предоставленных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке;

6) размещении на электронной площадке протоколов, составленных при осуществлении закупки;

7) подаче и об отзыве заявок на участие в закупках;

8) о направлении заявок или их частей заказчику;

9) подаче и об отклонении ценовых предложений;

10) подписании проектов договоров на электронной площадке;

11) внесении изменений в перечисленные информацию и документы.

При этом при проведении конкурсов и аукционов в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты МСП, согласно Правилам фиксации, на электронной площадке не предусмотрена фиксация информации о работоспособности и доступности ЕИС, а также электронной площадки.

Дата начала действия изменения:

Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2020 г.

Практические последствия изменений:

Практика применения данной новеллы законодательства при проведении закупок в рамках 223-ФЗ будет носить очень ограниченный характер по следующим причинам:

1) речь идёт только о двух способах конкурентных закупок, проводимых в электронной форме – конкурсе и аукционе, и только среди субъектов МСП, то есть с учётом особенностей таких закупок, предусмотренных статьёй 3.4 Закона № 223-ФЗ и Постановлением № 1352;

2) отсутствует обязательность фиксации работоспособности и доступности ЕИС, а также электронной площадки (пояснение: согласно Правилам фиксируются только конкретные действия (бездействие), совершаемые на электронной площадке)

Тем не менее, даже такой ограниченный инструмент защиты прав и законных интересов заказчиков и участников закупки следует воспринимать положительно, так как это является прогрессом в развитии регламентированных закупок в рамках 223-ФЗ.

9-е изменение: внесены изменения в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным Казначейством в целях ведения Реестра договоров

Суть изменений:

Приказом Минфина России от 10.06.2019 № 92н утверждены изменения в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в рамках Закона № 223-ФЗ, утверждённый приказом Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 173н (далее – Порядок формирования информации и документов).

Среди наиболее значимых изменений данного Порядка следует выделить следующие:

1. Допускается включение в Реестр договоров, электронных документов, если они сформированы в электронном виде (абз. 1 пункта 5 новой редакции Порядка формирования информации и документов).

Данное изменение корреспондирует пункту 11 Правил ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утв.  постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132 в части допустимости использования при регистрации в Реестре договоров электронных документов (например, договоров формируемых и подписываемых электронными подписями сторон с помощью функционала электронных площадок).

2. При формировании информации о заказчике в Реестре договоров необходимо указывать информацию наименование признака о включении заказчика в перечень заказчиков, определяемый Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (при наличии).

То есть указывается относится ли заказчик к заказчикам, в отношении планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится оценка соответствия или мониторинг соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках (распоряжения Правительства РФ от 6 ноября 2015 года № 2258-р и от 19 апреля 2016 года №717-р, постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1169).

3. При формировании информации о наименовании поставщика (подрядчика, исполнителя), субподрядчика, являющегося юридическим лицом (за исключением физических лиц, а также иностранных юридических лиц) в Реестре договоров требуется указывать дату включения этого юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (для субъектов МСП). Такая информация о дате должна формироваться в Реестре договоров автоматически после указания ИНН и КПП поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Если договором определено несколько поставщиков (подрядчиков, исполнителей), субподрядчиков, информацию в Реестр договор необходимо указывать по каждому из них

Дата начала действия изменения:

Изменения вступили в силу с 05.01.2020 г.

Практические последствия изменений:

Вышеуказанные изменения носят технический характер и должны учитываться заказчиками при регистрации договоров по 223-ФЗ в 2020 году.

Единственное, что остаётся непонятным автору из этих изменений: каким образом будут регистрироваться договоры с поставщиками, являющимися вновь созданными юридическими лицами в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"? (пояснение: речь идёт о российских юридических лицах, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, и соответствуют установленным законом критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства).

Ведь, информация о таких субъектах МСП в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует, и в связи с этим не может быть получена из данного реестра.

Именно поэтому для таких вновь созданных юридических лиц, являющих по закону субъектами малого предпринимательства (микропредприятиями), Постановлением № 1352 и была предусмотрена возможность предоставления вместо сведений из Единого реестра субъектов МСП декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП по установленной форме.

Однако, в новой редакции Порядка формирования информации и документов данная особенность действующего законодательства не учтена: формально регистрация поставщиков, являющихся субъектами МСП, возможна только на основании сведений, получаемых из Единого реестра субъектов МСП.

В связи с этим остаётся только надеяться, что федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение Реестра договоров, - Федеральное казначейство учло данное обстоятельство в обновлённом функционале Реестра договоров.

В противном случае заказчиков ожидают проблемы с регистрацией договоров, заключаемых с вновь созданными юридическими лицами, являющими субъектами малого предпринимательства (микропредприятиями), в Реестре договоров, заключаемых заказчиками.

***

Надеемся, что данный обзор изменений законодательства РФ о закупках отдельными видами юридических лиц окажется полезным для специалистов в сфере закупок в 2020 году.

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru