Решение проблемы запрета применения строительных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении строительных договоров (контрактов) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ

Уважаемые Коллеги!

Как большинство из вас, наверное, знает в соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Федерального закона от 01.05.2022 № 124-ФЗ с 01 мая 2022 года введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении договоров (контрактов), предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, а также выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

То есть указанные сметные нормативы и цены строительных ресурсов нельзя использовать при приёмке и оплате строительных договоров (контрактов). При этом речь идёт не только о строительных контрактах в рамках Закона № 44-ФЗ, но и строительных договорах многих заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ. Подробно см. в материал на нашем портале: ВАЖНО: с 01 мая 2022 г. введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении строительных договоров (контрактов), заключённых в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ

В связи с этим у специалистов возникают практические вопросы к реализации этого нововведения при исполнении договоров (контрактов) в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. В настоящем материале укажем на 3-ва самых простых способа исполнения этих новых требований законодательства.

СПОСОБ 1: не заполнять в Актах о приёмке выполненных работ по унифицированной форме КС-2 (утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100) графу «4» «Номер единичной расценки»

Данный способ может использоваться заказчиками как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и 223-ФЗ, если такими заказчиками до сих пор «по-старинке» используется унифицированная форма КС-2 для оформления актов сдачи-приёмки выполненных работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия.

с 01 мая 2022 года введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении договоров (контрактов), предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, а также выполнение работ по сохранению объектов культурного наследи

Способ придуман и рекомендован Президентом Межрегиональной общественной организации Союз инженеров-сметчиков Горячкиным Павлом Владимировичем (см. его публикации в группе «ВКонтакте» по адресу в сети «Интернет»: https://vk.com/soyzsmet

Преимущество первого способа реализации:

Очевидно, что главным преимуществом данного подхода является его простота (вообще ничего делать фактически не надо).

Минус первого способа реализации: незаполнение номеров сметных нормативов и цен строительных ресурсах в актах приёмки выполненных работ по унифицированной форме КС-2 не означает, что указанные нормативы и цены не применяются:

- да, номера расчётных единичных расценок в актах приёмки не указываются, но используется их стоимость. С учётом того, что большинство сметных нормативов и цен строительных ресурсов вообще не отображают реальную стоимость затрат по строительству во многих регионах России (например, Калининград, Дальний Восток и т.п.), то этот способ не решает проблемы возникающих споров с подрядчиками об оплате реальной стоимости выполненных работ и приобретённых для их выполнения материалов и оборудования. Фактически это «смена шила на мыло»: формальное соблюдение нормы закона без какой-либо пользы для исполнения договора.

СПОСОБ 2: отказ при оформлении документов о приёмке выполненных строительных работ от унифицированной формы КС-2 и переход на новые формы документов о приёмке, разработанных Минстроем и Минстроем России, в том числе для целей электронного актирования

Большинству читателей, наверное, известно, что в связи с переходом с 01.01.2022г. на электронное актирование приёмки выполненных работ по большинству контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ Минстроем России и Минтрансом России разработаны новые формы документов о приёмке выполненных работ взамен унифицированной формы КС-2.

Указанным новым формам документов о приёмке будет придана обязательность для заказчиков в рамках Закона № 44-ФЗ путём внесения соответствующих изменений (включения новой формы таких актов) в:

- приказ Минстроя России от 14 января 2020 г. № 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта";

- приказ Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства";

- приказ Минтранса России от 05.02.2019 № 37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта".

Информация об этом доведена до заказчиков письмами Минстроя России от 30.12.2021 № 58202-СМ/09 и от 30.12.2021 г. № 58204-СМ/09, Минтранса России от 27.12.2021 № Д2/32814-ИС, Федерального казначейства от 23.12.2021 № 14-00-05/31959, в которых рекомендуется до внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты вместе унифицированной формы КС-2 применять новые формы документов о приёмке строительных работ, которые разработаны Минстроем и Минтрансом России.

Преимущество второго способа реализации:

Отказ от унифицированной формы КС-2 при оформлении документов о приёмке и переход на новые формы документов о приёмке выполненных строительных работ является для заказчиков в рамках Закона № 44-ФЗ неизбежным в силу предстоящих изменений законодательства. Поэтому чем раньше организация-заказчик откажется от устаревшей унифицированной формы КС-2, тем проще будет работать по новым правилам. Кроме того, применение новых форм документов о приёмке выполненных работ упрощает их электронное актирование в рамках Закона № 44-ФЗ.

Минус второго способа реализации:

Применение данного способа реализации требует составления взамен «классической сметы» обязательного специального документа – сметы контракта, предусмотренного приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр. При этом большинство небольших организаций-заказчиков (например, школы, детские сады, дома культуры и т.п.) и многие подрядные организации не располагают квалифицированными кадрами для составления таких смет контрактов. Всё это создаёт дополнительные проблемы при исполнении строительных контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, для заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ применение сметы контракта, предусмотренной приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр, не является обязательным. Поэтому, очевидно, что в силу технических трудностей, связанных с составлением подобных специальных документов – смет контрактов, большинство заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ не будут их использовать при исполнении договоров в сфере строительства.

СПОСОБ 3: указание предлагаемых единичных расценок участниками закупок в составе своего предложения о цене договора при осуществлении строительных закупок в рамках Закона № 223-ФЗ

При реализации третьего подхода участником закупки в рамках Закона № 223-ФЗ предоставляется ценовое предложение по форме установленной заказчиком с детализацией предлагаемых им единичных расценок и стоимости выполнения строительных работ по каждой позиции на основании проектно-сметной документации.

Для понимания того, как может выглядеть это ценовое предложение смотрим форму ниже:

с 01 мая 2022 года введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении договоров (контрактов), предметом которых является строительство, реконструкция, капитальный ремонт, а также выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия

Как видно из предлагаемой формы, участник закупки заполняет по установленной заказчиком форме предлагаемые им единичные расценки по каждому виду работ.

При этом здесь можно установить два возможных способа указания единичных расценок участником:

- либо в закупочной документации может быть установлено, что расценки участника закупки не должны превышать соответствующие сметные нормативы и цены строительных ресурсов, используемых при формировании начальной (максимальной) цены договора;

- либо в закупочной документации может отсутствовать ограничение на превышение единичных расценок (сметных нормативов и цен строительных ресурсов), а установлено лишь, что общая предложенная стоимость работ участником закупки не должна превышать начальной (максимальной) цены, установленной заказчиком.

Второй вариант является более гибким и удобным для сторон договора с учётом складывающихся в настоящее время реалий на строительном рынке, в том числе с учётом существенного роста цен на строительные материалы и оборудование.

Также обращаю внимание читателей, что такая детализация предложения о цене договора участника закупки возможна не только на этапе подачи заявок на участие в процедуре закупки (путём заполнения соответствующей формы), но и на этапе заключения договора по результатам закупки (в том числе путём составления сметы подрядчиком на сделанное им ценовое предложение).

Преимущество третьего способа реализации:

Это более гибкий вариант по сравнению с первыми двумя, который позволяет отказаться при исполнении строительного договора в рамках Закона № 223-ФЗ от устаревших сметных расценок (например, на те же строительные материалы и оборудование), указывая сложившуюся фактическую стоимость по ряду позиций в пределах общей цены договора.

Минус третьего способа реализации:

С профессиональной точки зрения они являются очевидными:

- во-первых, такой подход применим в настоящее время только в рамках Закона № 223-ФЗ и не применим в рамках Закона № 44-ФЗ (пояснение: в рамках действующего законодательства РФ о контрактной системе заказчик не наделён полномочиями на установление каких-либо форм ценовых предложений участников с целью детализации единичных расценок, предлагаемых участником в составе своего предложения о цене контракта; также следует учитывать, что для ряда строительных закупок в рамках Закона № 44-ФЗ Минстроем России предусмотрено обязательное применение сметы контракта, форму которой заказчик не вправе изменить);

- во-вторых, такой подход создаёт повышенные коррупционные риски при исполнении строительных договоров.

Однако, при дальнейшем ухудшении ситуации в сфере строительных закупок, по мнению автора, такой подход получит достаточно широкое распространение среди заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, напоминаю читателям ещё об одном важном изменении в закупке строительных работ с 01.01.2022 г. – об отмене СРО на строительные работы до 10 млн. рублей включительно – см. материал: ВАЖНО: с 01 мая 2022 г. изменены требования к участникам закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства

***

Экспертная аналитика, свежие новости 223-ФЗ и практические кейсы доступны также в наших группах в социальных сетях:

Паблик (группа)  ВКонтакте:  https://vk.com/public198885932

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru