Новеллы судебной практики: оценка Верховным Судом РФ правовых последствий действительности сделок, совершенных заказчиками с нарушением норм Закона № 223-ФЗ

На протяжении последних нескольких лет в некоторых субъектах РФ с подачи органов прокуратуры РФ сформировался подход к признанию ничтожными сделок, совершенных с нарушением требований Закона № 223-ФЗ о закупках.

В частности, Арбитражным судом Западно-Сибирского округа неоднократно признавались ничтожными по пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделки, совершенные с нарушением конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, как нарушающие публичные интересы (пояснение: в первую очередь речь идёт о т.н. «дроблении закупок» или уходе от конкурентных процедур закупок путём осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – см., например: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.08.2017 по делу № А45-13962/2016, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.11.2016 № Ф04-5094/2016 по делу № А27-604/2016 и др.).

Этот подход постепенно распространился и на другие части страны, а в Красноярском крае он (подход) модифицировался очень интересным образом:

-  ряд заказчиков по Закону № 223-ФЗ в нарушение своих положений о закупках заключили договоры на выполнение подрядных работ без проведения конкурентных процедур, а затем, ссылаясь на нарушение Закона № 223-ФЗ о закупках и существующую судебную практику, отказывались оплачивать работы, ссылаясь на ничтожность заключённых договоров, как противоречащих «публичным интересам».

Указанные дела были рассмотрены Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ ( определение от 11.03.2020 г. № 308-ЭС19-13774 по делу № А32-28627/2015, определение  от 11.03.2020 г. № 302-ЭС19-16620 по делу № А33-21242/201 8).

В рамках рассмотрения этих дел Верховный Суд РФ ещё раз указал  на разные особенности регулирования отношений, возникающих при применении Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и Закона № 223-ФЗ о закупках, а также разные правовые последствия несоблюдения субъектами закупок их требований:

Цели правового регулирования этих законов в силу прямого на то в них указания нельзя назвать аналогичными. В случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств, а при закупках отдельными видами юридических лиц - эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение  о закупках, определяя виды конкурентных процедур, критерии отбора…

Как ранее было указано Верховным Судом Российской Федерации  в Определении от 11.07.2018 № 305-ЭС17-7240, часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой Законом № 223-ФЗ, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий)) свидетельствуют о воле законодателя  на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых,  то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3.1 Закона № 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса (глава 4), являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса). 

При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона № 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями  по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений


Как указал Верховный Суд РФ, поскольку нормы Закона № 223-ФЗ о закупках не содержат в отличие  от Закона № 44-ФЗ о контрактной норм об явно выраженном законодательном запрете, аналогичном запрету, изложенному в  части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ, исходя из цели указанного закона, принципов закупочной деятельности,  гражданско-правового характера этих отношений, оснований для вывода о нарушении публичных интересов заключенными договорами у судов не имелось.

В связи с тем, что положения Закона № 223-ФЗ возлагают именно  на заказчика вышеперечисленные обязанности по соблюдению закупочной деятельности, суды неправомерно возложили последствия нарушения процедуры заключения договора  на предпринимателей, лишив их права на получение платы за выполненные  работы, принятые  заказчикам по актам приёма-передачи.

Какие практические последствия влечёт данная правовая позиция для заказчиков, участников закупок и антимонопольных органов?

Данная правовая позиция защищает интересы участников закупок, которые заключили договоры при нарушении заказчиком требований законодательства РФ о закупках.

Для оспаривания таких сделок необходимо теперь доказывать нарушение «публичных интересов», так как нарушение Закона № 223-ФЗ в отличие от нарушения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе (часть 2 статьи 8), по мнению Верховного Суда РФ, само по себе не может быть квалифицировано, как нарушение публичных интересов.

Единственный вариант, который остаётся для оспаривания подобных сделок – это обращение антимонопольного органа в суд с иском, направленным на устранение нарушений не Закона № 223-ФЗ о закупках, а непосредственно антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству (подпункт «б» пункт 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Однако, для такого обращения необходимо иметь заключение об обстоятельствах дела, подготовленное в порядке статьи 48.1 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции, то есть в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

С учётом длительности и сложности рассмотрения подобных дел и вышеизложенной правовой позиции Верховного Суда РФ, перспектива успешного оспаривания сделок, заключённых с нарушением Закона № 223-ФЗ, становится очень призрачной. 

При этом ранее существующая в ряде округов судебная практика признания сделок, заключённых с нарушением Закона № 223-ФЗ, ничтожными, как нарушающими публичные интересы (по пункту 2 статьи 168 ГК РФ), по мнению автора, будет неизбежно пересмотрена с учётом данного подхода Верховного Суда РФ.

***

С этой и другими новациями в сфере контроля закупок можно ознакомиться в материале:  Ограничения контроля в сфере закупок в 2020 году или о чём не говорит пресс-служба ФАС России?

Дон Виктор Викторович

директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401

dir@baltictender.ru